Создание тестов в Microsoft Excel. Как создать тесты в Microsoft Excel Создание теста в excel с выделением

Дисциплина: «Практическое (производственное) обучение» / Авторство: сетевой ресурс. Доработан Хохловой Н.В. Частичное форматирование: Федулова К.А.

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ Microsoft Office

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ Excel...............................................................

ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ........................................................................................................................

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ.....................................................................................................................

Тесты со свободным ответом.................................................................................................

Тесты с выбором нескольких вариантов ответа...................................................................

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕСТА.......................................................................................................................

Кнопки перехода...........................................................................................................................

Формирование дизайна..............................................................................................................

3.3 Защита теста от несанкционированного изменения...............................................................

СОЗДАНИЕ КРОССВОРДОВ........................................................................................................................

Итоговое задание: .....................................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример теста со свободным ответом........................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пример теста с выбором ответа.................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ С. Темы для тестов и кроссвордов по делопроизводству............................................

Используемые источники......................................................................................................................

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ Excel

В настоящее время становится популярным для создания тестовых программ редактор электронных таблиц Excel, обладающий широкими возможностями в обработке числовой информации.

Наиболее интересными функциями Excel представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать тестовые программы по любому предмету . Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики и других учебных дисциплин, но и ученики,

имеющие начальные знания по Excel.

Перед работой в Microsoft Office Excel 2007 необходимо выполните следующие

действия: кликните по кнопке | Параметры Excel | Центр управления

безопасностью | Параметры центра управления безопасностью | Параметры макросов | Включить все макросы | ОК | ОК | закрыть приложение Excel и открыть его

заново.

Сохраните книгу Excel в выбранной вами папке (для Microsoft Office 2007

выберите тип файла Книга Excel с поддержкой макросов)

1 ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ

Одним из эффективных способов контроля содержания обучения является тест.

Обучающий тест позволяет изучать новый материал на основе жизненного опыта и уже имеющихся знаний учащихся. Вопрос задаётся в лаконичной форме, а ответы должны быть представлены по возможности в развёрнутой форме. При неверном ответе желательно, чтобы не только было сообщение о том, что ответ неверный, но и объяснялось почему он неверный (высвечивалась подсказка).

ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ТЕСТА

1 Оформите на листе Лист 1 таблицу. Лист 1 назовите Вопросы .

.

назначьте этим ячейкам другой цвет. Для примера вопросы можно брать из приложения В.

2 Перейдите на Лист2 | в ячейку А1 введите слово Верно | в ячейку А2 введите Не верно .

3 В столбец В введите номера вопросов, в столбец С в строку, соответствующую вопросу

– верные ответы для данных вопросов.

4 Перейдите на Лист 1 и выделите ячейку С2.

Работа в Microsoft Office 2003

Работа в Microsoft Office 2007

Задайте команду Данные | Проверка | в

Лента Данные | группа Работа с данными |

Проверка данных | Проверка данных | в

поле Тип данных выберите Список | в поле

через точку с запятой

Источник перечислите варианты ответа

через точку с запятой

Примечание : Помимо Списка для вопросов такого типа может быть задействован

элемент управления Радиокнопка . Вы уже использовали такой элемент, выполняя контрольную работу по информатике № 3.

5 Кликните вкладку Сообщение для ввода и в поле Сообщение введите фразу

Выберите правильный ответ из списка, ОК. Т.к. фраза Выберите правильный ответ из списка будет повторяться столько раз, сколько вопросов, то имеет смысл её скопировать в буфер (выделить и нажать Ctrl+C на клавиатуре), а затем, для следующих вопросов вставлять скопированную фразу из буфера (Ctrl+V).

6 Заполните ячейки столбца С до конца списка вопросов (п.п.4, 5).

7 Рядом с введенным ответом, в столбце D, должна будет появиться запись Верно или

Не верно в зависимости от выбранного ответа. Для этого поставьте курсор мышки на ячейку D2 | Кликните по в строке формул | Выберите категорию Логические |

Если | ОК. Появится окно |

кликните по полю Лог_выражение | кликните по ячейке C2| наберите на клавиатуре знак равенства «=» | перейдите на Лист 2| кликните по С1 (верному ответу на первый вопрос) | перейдите в поле Значение_если_истина | Перейдите на Лист2 | кликните по ячейке А1 | нажмите клавишу F4 | перейдите в поле Значение_если_ложь |

Перейдите на Лист2 | кликните по ячейке А2 | нажмите клавишу F4 | ОК. В результате должна сформироваться формула =ЕСЛИ(C2=Лист2!C1;Лист2!$A$1;Лист2!$A$2) |,

скопируйте формулу на все вопросы.

2 ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ

В проверочных тестах в отличии от обучающих нет подсказки о том верно или не верно ответил испытуемый на данный вопрос, а незримо для последнего происходит подсчёт правильных ответов, на основании которых затем выставляется отметка

Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

2.1 Тесты со свободным ответом

Отличительной особенностью заданий в тестах со свободным ответом

заключается в том, что они должны порождать только один , запланированный разработчиком правильный ответ, а этого добиться зачастую трудно даже опытным разработчикам открытых заданий теста. Хотя внешне создание заданий этой формы выглядит достаточно просто.

2.1.1 Заполнение тестов

Для построения теста необходимо иметь достаточное количество заданий тестовой формы. Логическая конструкция заданий тестовой формы позволяет однозначно выразить законченную мысль, а при выборе правильного ответа получается истинное логическое высказывание. Ограничения по времени на выполнение заданий требуют краткой, четкой и однозначной постановки условия и такого же лаконичного ответа.

Оформите на листе Лист 1 таблицу. Лист 1 назовите Вопросы .

. Назовите лист Вопросы .

В графу Вопрос введите вопросы. Ответы ученик будет записывать в графу Введите ответ. Установите размер шрифта для ячеек с вопросами и ответами равный 14 и

назначьте этим ячейкам другой цвет.

2.1.2 Выставление отметки

Каким образом оценить выполнение учащимися проверочных заданий тестовой формы, чтобы эта оценка была объективным критерием результатов обучения? Подходы к проблеме оценивания в системе образования различны, порой даже диаметрально противоположны. Обычно для каждого задания за правильный ответ принято ставить один балл, за неправильный – ноль. Сумма всех баллов и есть тестовый балл испытуемого. Но существуют и другие схемы оценивания, все зависит от цели тестирования и вида теста.

1. Перейдите на Лист 2 . Оформите таблицу . В столбце А пронумерованы вопросы.

2. В столбец С для каждого вопроса в соответствующие строки введите верный ответ.

3. В столбец В для каждого вопроса будет заноситься 1, если ответ верный и 0 – если не верный. Для этого в ячейку В2 внесите формулу:

a. Поставьте курсор на ячейку В2;

b. Кликните по в строке формул;

4. Щелкните по полю Лог_выражение | перейдите на Лист1 «Вопросы » | щелкните по первой ячейке с ответом ученика (в нашем случае – это С2) | наберите знак равенства | перейдите на Лист2 | щёлкните по правильному ответу (в нашем случае

это С2) | в поле Значение_если_истина введите 1 | в поле Значение_если_ложь – 0 |

. Значения в столбце Е подсчитываются по формулам. Для этого используйте формулу СЧЁТЕСЛИ .

6. Перейдите на Лист3 (назовите его Результат) , здесь будет формироваться результирующая оценка.

7. Продумайте критерии выставления оценки, например, для вопросов, приведённых в Приложении А, могут быть такие критерии

Количество верных ответов

8. Согласно выработанным критериям с использованием функции Если , опираясь на количество правильных ответов подсчитанных на Листе2, выставьте оценку.

9. Опираясь на таблицу правильных и неправильных результатов, расположенную на

Листе2, на Листе 3 постройте круговую диаграмму с указанием количества правильных значений и процентного соотношения правильных и неправильных ответов, т.е. при построении диаграммы установите Подписи данных: Значения и Доли .

10. Перейдите на лист Вопросы . В любую свободную ячейку под вопросами введите текст

Ваша оценка . Поставьте курсор на ячейку с этим текстом и задайте команду Вставка

(для работы в Microsoft Office 2007: кликните правой кнопкой по ячейке с текстом) |

выберите место в документе кликните по Результат | ОК

.

11. Перейдите на Лист 3 (Результат) . В любую свободную ячейку под диаграммой введите текст Назад к вопросам . Поставьте курсор на ячейку с этим текстом и задайте команду Вставка (для работы в Microsoft Office 2007: кликните правой кнопкой по тексту) | Гиперссылка | в появившемся окне кликните по Местом в документе | в поле Или выберите место в документе кликните по Вопросы |ОК .

12. Сформируйте дизайн теста (п.3.2 главы II).

13. Создайте защиту теста от несанкционированного изменения (п.3.3 главы II).

2.2 Тесты с выбором нескольких вариантов ответа

В тестах с выбором вариантов ответа можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Неправильные, но похожие на правильные и потому правдоподобные, ответы называются дистракторами. Число дистракторов редко бывает больше пяти, хотя в отдельных случаях, когда есть такая необходимость, может достигать шести-семи.

Для создания такого типа тестов (с выбором нескольких вариантов ответа) может

быть использован элемент управления Флажок CheckBox1 . Вы уже познакомились с этим элементом управления, при выполнении контрольной работы по информатике № 3, поэтому мы не будем здесь повторять правила работы с данным элементом. Если у вас возникнут проблемы при создании такого типа тестов, то вы всегда можете обратиться к помощи Интернета, или вспомнить, как вы выполняли контрольную работу № 3 по информатике.

3 ОФОРМЛЕНИЕ ТЕСТА

Эстетика не имеет прямого влияния на способность справиться с тестом, но косвенно настроение, с которым тестируемый приступает к работе, сказывается на результатах. Вы можете настраивать дизайн тестов по своему усмотрению, изменяя его внешний вид: задавайте фоновый цвет, используйте собственные шрифты, удаляйте стандартное оформление Excel. Дизайн должен быть ненавязчивым, спокойным, не отвлекать от основной работы и, если вы помещаете в качестве фона какую-нибудь картинку, то желательно, чтобы она отражала тему теста. Кроме того, тест должен быть защищён от несанкционированных изменений. Вносить какие-либо изменения можно только в ячейках, предоставленных для ввода ответов.

3.1 Кнопки перехода

Переходить от листа к листу можно не с помощью гиперссылок, а с помощью кнопок. Кнопки создаются до создания защиты листа.

Пусть Лист 1 будет титульный, на котором написана тема теста и кнопки Начать тестирование и Выход . На Лист 2 поместим вопросы с полями для ответов и кнопки

Результат , Очистить и Выход . Лист 3 – рабочий, который впоследствии будет скрыт от учеников. Лист 4 содержит информацию о результатах выполнения теста и кнопки

Правильные ответы отмечены +

Тесты по начальному уровню знаний excel

1. Основное назначение электронных таблиц-

а) редактировать и форматировать текстовые документы;

б) хранить большие объемы информации;

В) выполнять расчет по формулам;

г) нет правильного ответа.

Тест . 2. Что позволяет выполнять электронная таблица?

а) решать задачи на прогнозирование и моделирование ситуаций;

Б) представлять данные в виде диаграмм, графиков;

в) при изменении данных автоматически пересчитывать результат;

г) выполнять чертежные работы;

3. Можно ли в ЭТ построить график, диаграмму по числовым значениям таблицы?

4. Основным элементом электронных таблиц является:

Б) Ячейки

в) Данные

Тесты по среднему уровню знаний excel

1. Какая программа не является электронной таблицей?

2. Как называется документ в программе Excel?

а) рабочая таблица;

Б) книга;

в) страница;

3. Рабочая книга состоит из…

а) нескольких рабочих страниц;

Б) нескольких рабочих листов;

в) нескольких ячеек;

г) одного рабочего листа;

4. Наименьшей структурной единицей внутри таблицы является..

а) строка;

Б) ячейка;

в) столбец;

г) диапазон;

5. Ячейка не может содержать данные в виде…

а) текста;

б) формулы;

Г) картинки;

6. Значения ячеек, которые введены пользователем, а не получаются в результате расчётов называются…

а) текущими;

б) производными;

В) исходными;

г) расчетными;

7. Укажите правильный адрес ячейки.

г) нет правильного ответа;

8. К какому типу программного обеспечения относятся ЕТ?

а) к системному;

б) к языкам программирования;

В) к прикладному;

г) к операционному;

9.Тест . Формула - начинается со знака…

г) нет правильного ответа;

10. Какая ячейка называется активной?

б) та, где находится курсор;

В) заполненная;

г) нет правильного ответа;

11. Какой знак отделяет целую часть числа от дробной

Г) нет правильного ответа;

12. Какого типа сортировки не существует в Excel?

а) по убыванию;

Б) по размеру;

в) по возрастанию;

г) все виды существуют;

Тесты по высокому уровню знаний excel

1. Как можно задать округление числа в ячейке?

А)используя формат ячейки;

б) используя функцию ОКРУГЛ();

в) оба предыдущее ответа правильные;

г) нет правильного ответа;

Тест - 2. В качестве диапазона не может выступать…

а)фрагмент строки или столбца;

б) прямоугольная область;

В) группа ячеек: А1,В2, С3;

г) формула;

3. Что не является типовой диаграммой в таблице?

а) круговая;

Б) сетка;

в) гистограмма;

г) график;

а) математической;

б) статистической;

В) логической;

г) календарной.

5. Какие основные типы данных в Excel?

а) числа, формулы;

Б) текст, числа, формулы;

в) цифры, даты, числа;

г) последовательность действий;

6. как записывается логическая команда в Excel?

а) если (условие, действие1, действие 2);

б) (если условие, действие1, действие 2);

В) =если (условие, действие1, действие 2);

г) если условие, действие1, действие 2.

7. Как понимать сообщение # знач! при вычислении формулы?

а) формула использует несуществующее имя;

б) формула ссылается на несуществующую ячейку;

В) ошибка при вычислении функции;

г) ошибка в числе.

8.Тест. Что означает появление ####### при выполнении расчетов?

А) ширина ячейки меньше длины полученного результата;

б) ошибка в формуле вычислений;

в) отсутствие результата;

г) нет правильного ответа.

Тесты по теме - Табличный процессор, электронные таблицы excel сборник 2019.

1. В электронных таблицах нельзя удалить:

Текстовые данные ячеек

Имена ячеек

Столбцы

2. Минимальной составляющей таблицы является:

3. В электронных таблицах имя ячейки образуется:

Произвольным образом

Путем соединения имен строки и столбца

Путем соединения имен столбца и строки

4. Табличный процессор – это:

Группа прикладных программ, которые предназначены для проведения расчетов в табличной форме

Команда приложения Excel, вызов которой приводит к выполнению расчетов по введенным в таблицу данным

Специальная компьютерная программа, помогающая преобразовывать массивы данных из текстового вида в табличный

5. Рабочая книга табличного процессора состоит из:

Строк и столбцов

6. Табличный процессор – это программный продукт, предназначенный для:

Создания и редактирования текстовой информации

Управления табличными базами данных

Работы с данными, представленными в виде электронных таблиц

7. Основными функциями табличного процессора являются:

Структурирование данных в таблицы; выполнение вычислений по введенным в таблицы данным

Все виды действий с электронными таблицами (создание, редактирование, выполнение вычислений); построение графиков и диаграмм на основе данных из таблиц; работа с книгами и т.д.

Редактирование таблиц; вывод данных из таблиц на печать; правка графической информации

8. К табличным процессорам относятся:

Quattro Pro 10, Lotus 1-2-3

Microsoft Excel, Freelance Graphics

Paradox 10, Microsoft Access

9. К встроенным функциям табличных процессоров относятся:

Экономические

Расчетные

Математические

тест 10. Какие типы диаграмм позволяют строить табличные процессоры?

График, точечная, линейчатая, гистограмма, круговая

Коническая, плоская, поверхностная, усеченная

Гистограмма, график, локальное пересечение, аналитическая

11. Математические функции табличных процессоров используются для:

Исчисления средних значений, максимума и минимума

Расчета ежемесячных платежей по кредиту, ставок дисконтирования и капитализации

Расчета тригонометрических функций и логарифмов

12. Документ табличного процессора Excel по умолчанию называется:

Таблицей

13. Табличный процессор обрабатывает следующие типы данных:

Матричный, Временной, Математический, Текстовый, Денежный

Банковский, Целочисленный, Дробный, Текстовый, Графический

Дата, Время, Текстовый, Финансовый, Процентный

14. Статистические функции табличных процессоров используются для:

Проверки равенства двух чисел; расчета величины амортизации актива за заданный период

Вычисления суммы квадратов отклонений; плотности стандартного нормального распределения

Расчета кортежа из куба; перевода из градусов в радианы

15. Какова структура рабочего листа табличного процессора?

Строки, столбцы, командная строка, набор функций

Ячейки, набор функций, строка состояния

Строки и столбцы, пересечения которых образуют ячейки

16. Как называется документ, созданный в табличном процессоре?

Рабочая книга

Рабочий лист

Рабочая область

17. Финансовые функции табличных процессоров используются для:

Вычисления произведения аргументов; определения факториала числа

Определения ключевого показателя эффективности; построения логических выражений

Расчетов дохода по казначейскому векселю и фактической годовой процентной ставки

18. Табличные процессоры относятся к какому программному обеспечению?

Прикладному

Функциональному

Специализированному

19. В виде чего нельзя отобразить данные в электронной таблице?

Чисел и букв

Оператора

тест_20. Дан фрагмент электронной таблицы с числами и формулами.

Чему равно значение в ячейке Е3, скопированное после проведения вычислений в ячейке Е1?

21. Расширение файлов, созданных в Microsoft Excel – это:

22. Координата в электронной таблице – это адрес:

Клетки в электронной таблице

Данных в столбце

Клетки в строке

23. Какие типы фильтров существуют в табличном процессоре Excel?

Тематический фильтр, автофильтр

Автофильтр, расширенный фильтр

Текстовый фильтр, числовой фильтр

24. Наиболее наглядно будет выглядеть представление средних зарплат представителей разных профессий в виде:

Круговой диаграммы

Ярусной диаграммы

Столбчатой диаграммы

25. 30 ячеек электронной таблицы содержится в диапазоне:

26. Выберите абсолютный адрес ячейки из табличного процессора Excel:

27. Скопированные или перемещенные абсолютные ссылки в электронной таблице:

Не изменяются

Преобразуются в соответствии с новым положением формулы

Преобразуются в соответствии с новым видом формулы

28. Активная ячейка – это ячейка:

С формулой, в которой содержится абсолютная ссылка

В которую в настоящий момент вводят данные

С формулой, в которой содержится относительная ссылка

29. Отличием электронной таблицы от обычной является:

Автоматический пересчет задаваемых формулами данных в случае изменения исходных

Представление связей между взаимосвязанными обрабатываемыми данными

Обработка данных различного типа

тест-30. Совокупность клеток, которые образуют в электронной таблице прямоугольник – это:

Диапазон

Область данных

31. В табличном процессоре Excel столбцы:

Обозначаются буквами латинского алфавита

Обозначаются римскими цифрами

Получают имя произвольным образом

32. Символ «=» в табличных процессорах означает:

Начало ввода формулы

33. Какого элемента структуры электронной таблицы не существует?

Полосы прокрутки

Строки формул

Командной строки

34. Числовое выражение 15,7Е+4 из электронной таблицы означает число:

35. В одной ячейке можно записать:

Только одно число

Одно или два числа

Сколько угодно чисел

36. Подтверждение ввода в ячейку осуществляется нажатием клавиши:

37. Содержимое активной ячейки дополнительно указывается в:

Поле имени

Строке формул

Строке состояния

38. Для чего используется функция Excel СЧЕТ3?

Для подсчета ячеек, содержащих числа

Для подсчета пустых ячеек в диапазоне ячеек

Для подсчета заполненных ячеек в диапазоне ячеек

39. Функция ОБЩПЛАТ относится к:

Финансовым

Математическим

Статистическим

тест*40. Укажите верную запись формулы:

41. Маркер автозаполнения появляется, когда курсор устанавливают:

В правом нижнем углу активной ячейки

В левом верхнем углу активной ячейки

По центру активной ячейки

42. Диапазоном не может быть:

Прямоугольная область

Фрагмент столбца

Группа ячеек D1, E2, F3

43. Можно ли убрать сетку в электронной таблицу Excel?

Да, если снята защита от редактирования таблицы

44. Если при выполнении расчетов в ячейке появилась группа символов #########, то это означает, что:

Ширина ячейки меньше, чем длина полученного результата

Допущена синтаксическая ошибка в формуле

Полученное значение является иррациональным числом

45. В электронной таблице выделен диапазон ячеек A1:B3. Сколько ячеек выделено?

Часто для проверки качества знаний прибегают к использованию тестов. Их применяют также для психологического и других видов тестирования. На ПК с целью написания тестов довольно часто применяют различные специализированные приложения. Но с поставленной задачей может справиться даже обычная программа Microsoft Excel, которая имеется на компьютерах почти всех пользователей. Используя инструментарий данного приложения можно написать тест, который по функциональности мало чем будет уступать решениям, выполненным с помощью специализированного ПО. Давайте разберемся, как при помощи Экселя выполнить данную задачу.

Любой тест подразумевает выбор одного из нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Как правило, их несколько. Желательно, чтобы после завершения теста пользователь уже видел сам, справился ли он с тестированием или нет. Выполнить эту задачу в Экселе можно несколькими путями. Давайте опишем алгоритм различных способов, как это сделать.

Способ 1: поле для ввода

Прежде всего, разберем самый простой вариант. Он подразумевает наличие списка вопросов, в котором представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.

  1. Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем использовать математические выражения, а в качестве ответов – пронумерованные варианты их решения.
  2. Отдельную ячейку выделяем для того, чтобы пользователь мог вписывать туда номер того ответа, который он считает верным. Для наглядности помечаем её желтым цветом.
  3. Теперь перемещаемся на второй лист документа. Именно на нем будут располагаться правильные ответы, с которыми программа сверит данные пользователем. В одной ячейке пишем выражение «Вопрос 1» , а в соседнюю вставляем функцию ЕСЛИ , которая, собственно, и будет контролировать правильность действий пользователя. Для вызова этой функции выделяем целевую ячейку и жмем на значок «Вставить функцию» , размещенный около строки формул.
  4. Запускается стандартное окно Мастера функций . Переходим в категорию «Логические» и ищем там наименование «ЕСЛИ» . Поиски не должны быть долгими, так как это название размещено первым в перечне логических операторов. После этого выделяем данную функцию и жмем на кнопку «OK» .
  5. Производится активация окна аргументов оператора ЕСЛИ . Указанный оператор имеет три поля, соответствующих числу его аргументов. Синтаксис данной функции принимает следующий вид:

    ЕСЛИ(Лог_выражение;Значение_если_истина;Значение_если_ложь)

    В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки, в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на Лист 1 и отмечаем элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без кавычек «=3» . Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру «3» , то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.

    В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1» , а в поле «Значение если ложь» устанавливаем число «0» . Теперь, если пользователь выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0 баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в нижней части окна аргументов.

  6. Аналогичным образом составляем ещё два задания (или любое нужное нам количество) на видимом для пользователя листе.
  7. На Листе 2 с помощью функции ЕСЛИ обозначаем правильные варианты, как мы это делали в предыдущем случае.
  8. Теперь организуем подсчет баллов. Его можно сделать с помощью простой автосуммы. Для этого выделяем все элементы, где содержится формула ЕСЛИ и жмем на значок автосуммы, который расположен на ленте во вкладке «Главная» в блоке «Редактирование» .
  9. Как видим, пока сумма равна нулю баллов, так как мы не ответили ни на один пункт тестирования. Наибольшее количество баллов, которые в данном случае может набрать пользователь – 3 , если он правильно ответит на все вопросы.
  10. При желании можно сделать так, что количество набранных баллов будет выводиться и на пользовательский лист. То есть, пользователь будет сразу видеть, как он справился с задачей. Для этого, выделяем отдельную ячейку на Листе 1 , которую называем «Результат» (или другим удобным наименованием). Чтобы долго не ломать голову, просто ставим в неё выражение «=Лист2!» , после чего вписываем адрес того элемента на Листе 2 , в котором находится автосумма баллов.
  11. Проверим, как работает наш тест, намеренно допустив одну ошибку. Как видим, результат данного теста 2 балла, что соответствует одной допущенной ошибке. Тест работает корректно.

Способ 2: выпадающий список

Организовать тест в Экселе можно также при помощи выпадающего списка. Посмотрим, как это выполнить на практике.

  1. Создаем таблицу. В левой её части будут задания, в центральной части – ответы, которые пользователь должен выбрать из предложенного разработчиком выпадающего списка. В правой части будет отображаться результат, который автоматически генерируется в соответствии с правильностью выбранных ответов пользователем. Итак, для начала построим каркас таблицы и введем вопросы. Применим те же задания, которые использовали в предыдущем способе.
  2. Теперь нам предстоит создать список с доступными ответами. Для этого выделяем первый элемент в столбце «Ответ» . После этого переходим ко вкладке «Данные» . Далее выполняем щелчок по значку «Проверка данных» «Работа с данными» .
  3. После выполнения данных шагов активируется окно проверки видимых значений. Перемещаемся во вкладку «Параметры» , если оно было запущено в какой-либо другой вкладке. Далее в поле «Тип данных» из выпадающего списка выбираем значение «Список» . В поле «Источник» через точку с запятой нужно записать варианты решений, которые будут отображаться для выбора в нашем выпадающем списке. Затем щелкаем по кнопке «OK» в нижней части активного окна.
  4. После этих действий справа от ячейки с вводимыми значениями появится пиктограмма в виде треугольника с углом, направленным вниз. При клике по ней будет открываться список с введенными нами ранее вариантами, один из которых следует выбрать.
  5. Аналогичным образом составляем списки и для других ячеек столбца «Ответ» .
  6. Теперь нам предстоит сделать так, чтобы в соответствующих ячейках столбца «Результат» отображался факт того, верным является ответ на задание или нет. Как и в предыдущем способе сделать это можно при помощи оператора ЕСЛИ . Выделяем первую ячейку столбца «Результат» и вызываем Мастер функций посредством нажатия на значок «Вставить функцию» .
  7. Далее через Мастер функций при помощи того же варианта, который был описан в предыдущем способе, переходим к окну аргументов функции ЕСЛИ . Перед нами открывается то же окно, которое мы видели в предыдущем случае. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки, в которой выбираем ответ. Далее ставим знак «=» и записываем верный вариант решения. В нашем случае это будет число 113 . В поле «Значение если истина» устанавливаем количество баллов, которое мы хотим, чтобы начислялось пользователю при правильном решении. Пусть это, как и в предыдущем случае, будет число «1» . В поле «Значение если ложь» устанавливаем количество баллов. В случае неверного решения пусть оно будет равно нулю. После того, как вышеуказанные манипуляции выполнены, жмем на кнопку «OK» .
  8. Аналогичным образом внедряем функцию ЕСЛИ в остальные ячейки столбца «Результат» . Естественно, что в каждом случае в поле «Логическое выражение» будет собственный вариант правильного решения, соответствующий вопросу в данной строке.
  9. После этого делаем итоговую строку, в которой будет подбиваться сумма баллов. Выделяем все ячейки столбца «Результат» и щелкаем уже знакомый нам значок автосуммы во вкладке «Главная» .
  10. После этого с помощью выпадающих списков в ячейках столбца «Ответ» пытаемся указать правильные решения на поставленные задания. Как и в предыдущем случае, в одном месте умышленно допускаем ошибку. Как видим, теперь мы наблюдаем не только общий результат тестирования, но и конкретный вопрос, в решении которого содержится ошибка.

Способ 3: использование элементов управления

Провести тестирование можно также, используя для выбора вариантов решения элементы управления в виде кнопки.

  1. Для того чтобы иметь возможность использовать формы элементов управления, прежде всего, следует включить вкладку «Разработчик» . По умолчанию она отключена. Поэтому, если в вашей версии Excel она ещё не активирована, то следует провести некоторые манипуляции. Прежде всего, перемещаемся во вкладку «Файл» . Там выполняем переход в раздел «Параметры» .
  2. Активируется окно параметров. В нём следует переместиться в раздел «Настройка ленты» . Далее в правой части окна устанавливаем флажок около позиции «Разработчик» . Для того чтобы изменения вступили в силу жмем на кнопку «OK» в нижней части окна. После этих действий вкладка «Разработчик» появится на ленте.
  3. Прежде всего, вписываем задание. При использовании данного способа каждое из них будет размещено на отдельном листе.
  4. После этого переходим в недавно активированную нами вкладку «Разработчик» . Щелкаем по значку «Вставить» , который размещен в блоке инструментов «Элементы управления» . В группе значков «Элементы управления формы» выбираем объект под названием «Переключатель» . Он имеет вид круглой кнопки.
  5. Кликаем по тому месту документа, где желаем разместить ответы. Именно там появится нужный нам элемент управления.
  6. Затем вписываем один из вариантов решения вместо стандартного наименования кнопки.
  7. После этого выделяем объект и кликаем по нему правой кнопкой мыши. Из доступных вариантов действий выбираем пункт «Копировать» .
  8. Выделяем расположенные ниже ячейки. Затем кликаем правой кнопкой мыши по выделению. В появившемся списке выбираем позицию «Вставить» .
  9. Далее производим вставку ещё два раза, так как мы решили, что вариантов решения будет четыре, хотя в каждом конкретном случае их число может отличаться.
  10. Затем переименовываем каждый вариант, чтобы они не совпадали друг с другом. Но не забываем и о том, что один из вариантов обязательно должен быть верным.
  11. Далее оформляем объект для перехода к следующему заданию, а в нашем случае это означает переход к следующему листу. Опять жмем на значок «Вставить» , расположенный во вкладке «Разработчик» . На этот раз переходим к выбору объектов в группе «Элементы ActiveX» . Выбираем объект «Кнопка» , который имеет вид прямоугольника.
  12. Кликаем по области документа, которая расположена ниже введенных ранее данных. После этого на ней отобразится нужный нам объект.
  13. Теперь нам нужно поменять некоторые свойства образовавшейся кнопки. Кликаем по ней правой кнопки мыши и в открывшемся меню выбираем позицию «Свойства» .
  14. Открывается окно свойств элемента управления. В поле «Name» меняем название на то, которое будет более актуальным для этого объекта, в нашем примере это будет наименование «Следующий_вопрос» . Заметьте, что в данном поле не допускается наличие пробелов. В поле «Caption» вписываем значение «Следующий вопрос» . Тут уже пробелы допускаются, и именно это наименование будет отображаться на нашей кнопке. В поле «BackColor» выбираем цвет, который будет иметь объект. После этого можно закрывать окно свойств, нажав на стандартный значок закрытия в его верхнем правом углу.
  15. Теперь кликаем правой кнопкой мыши по наименованию текущего листа. В открывшемся меню выбираем пункт «Переименовать» .
  16. После этого наименование листа становится активным, и мы вписываем туда новое название «Вопрос 1» .
  17. Опять кликаем по нему правой кнопкой мыши, но теперь в меню останавливаем выбор на пункте «Переместить или скопировать…» .
  18. Запускается окно создания копии. Устанавливаем в нем галочку около пункта «Создать копию» и жмем на кнопку «OK» .
  19. После этого изменяем название листа на «Вопрос 2» тем же способом, как это делали ранее. Данный лист пока содержит полностью идентичное содержимое, что и предыдущий лист.
  20. Меняем номер задания, текст, а также ответы на этом листе на те, которые считаем нужными.
  21. Аналогичным образом создаем и изменяем содержимое листа «Вопрос 3» . Только в нем, так как это последнее задание, вместо наименования кнопки «Следующий вопрос» можно поставить название «Завершить тестирование» . Как сделать это уже обсуждалось ранее.
  22. Теперь возвращаемся на вкладку «Вопрос 1» . Нам нужно привязать переключатель к определенной ячейке. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по любому из переключателей. В открывшемся меню выбираем пункт «Формат объекта…» .
  23. Активируется окно формата элемента управления. Перемещаемся во вкладку «Элемент управления» . В поле «Связь с ячейкой» устанавливаем адрес любого пустого объекта. В него будет выводиться число в соответствии с тем, какой именно по счету переключатель будет активен.
  24. Аналогичную процедуру проделываем и на листах с другими заданиями. Для удобства желательно, чтобы связанная ячейка находилась в одном и том же месте, но на разных листах. После этого опять возвращаемся на лист «Вопрос 1» . Кликаем правой кнопкой мыши по элементу «Следующий вопрос» . В меню выбираем позицию «Исходный текст» .
  25. Открывается редактор команд. Между командами «Private Sub» и «End Sub» нам следует написать код перехода на следующую вкладку. В указанном случае он будет выглядеть так:

    Worksheets("Вопрос 2").Activate

    После этого закрываем окно редактора.

  26. Аналогичную манипуляцию с соответствующей кнопкой делаем на листе «Вопрос 2» . Только там вписываем следующую команду:

    Worksheets("Вопрос 3").Activate

  27. В редакторе команд кнопки листа «Вопрос 3» производим следующую запись:

    Worksheets("Результат").Activate

  28. После этого создаем новый лист под названием «Результат» . На нем будет отображаться результат прохождения теста. Для этих целей создаем таблицу из четырёх колонок: «Номер вопроса» , «Правильный ответ» , «Введенный ответ» и «Результат» . В первый столбец вписываем по порядку номера заданий «1» , «2» и «3» . Во втором столбце напротив каждого задания вписываем номер положения переключателя, соответствующий правильному решению.
  29. В первой ячейке в поле «Введенный ответ» ставим знак «=» и указываем ссылку на ту ячейку, которую мы связали с переключателем на листе «Вопрос 1» . Аналогичные манипуляции проводим с ячейками ниже, только для них указываем ссылки на соответствующие ячейки на листах «Вопрос 2» и «Вопрос 3» .
  30. После этого выделяем первый элемент столбца «Результат» и вызываем окно аргументов функции ЕСЛИ тем же способом, о котором мы говорили выше. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки «Введенный ответ» соответствующей строки. Затем ставим знак «=» и после этого указываем координаты элемента в столбце «Правильный ответ» той же строки. В полях «Значение если истина» и «Значение если ложь» вводим числа «1» и «0» соответственно. После этого жмем на кнопку «OK» .
  31. Для того, чтобы скопировать данную формулу на диапазон ниже, ставим курсор в правый нижний угол элемента, в котором располагается функция. При этом появляется маркер заполнения в виде крестика. Жмем на левую кнопку мыши и тянем маркер вниз до конца таблицы.
  32. После этого для подведения общего итога применяем автосумму, как это уже делали не один раз.

Мы остановили внимание на различных способах создания тестирования с помощью инструментов программы Excel. Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных вариантов создания тестов в этом приложении. Комбинируя различные инструменты и объекты, можно создать тесты абсолютно непохожие друг на друга по функционалу. В то же время нельзя не отметить, что во всех случаях при создании тестов используется логическая функция ЕСЛИ .

Газимагомедов Малик

Данная работа будет очень интересна тем кто хочет разнообразить формы опрса на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение.

Существуют различные способы вовлечения учеников в процесс обучения. Интерактивное тестирование – один из них. Учащимся больше нравится осуществлять тестирование в режиме диалога с компьютером и сразу получать результат, а не ждать, когда учитель проверит бумажные тесты. Данная работа позволяет учителям создавать интерактивные тесты, не требующие особых навыков работы в MS Excel .
В работе рассматривается нестандартное применение электронных таблиц и программ по созданию компьютерных тестов для контроля знаний . Благодаря простоте создания (записи) макросов можно придать тестам интерактивность, даже абсолютно не зная Visual Basic – языка, на котором они пишутся .

Работа состоит из трех разделов. В первом – основные сведения по MS Excel – даются лишь самые основные сведения по MS Excel, которые необходимо знать при создании тестов. Во втором показана возможность создания интерактивного теста с помощью стандартных функций Excel и макросов– набора команд, используемых для автоматического выполнения некоторых операций, что позволяет автоматизировать переход к следующему вопросу теста и возврат к началу теста для дальнейшего тестирования., а в третьем показана исследовательская часть в которой данная разработка была применена на уроке математики.

Цель исследования : рассмотреть методы в интерактивном режиме, изучить литературу по данной тематике.

Задачи исследования:

  • научить пользоваться основными приемами работы в среде электронных таблиц;
  • использовать логические функции при составлении различных математических моделей;
  • создавать простейшие макросы типа «Очистка»,"Результат", "Выход", и др.
  • Рассмотреть эффективность использования интерактивных тестов в отличии от традиционных методов контроля знаний.

Основные сведения о MS EXCEL.

Документ Excel имеет расширение "*.xls" и называется рабочая книга. Рабочая книга состоит из листов. По умолчанию их создается три. Переключаться между листами можно, используя закладки (ярлычки) в нижней части окна "Лист 1" и т.д.

Каждый лист представляет собой таблицу. Таблица состоит из столбцов и строк. Столбцов в листе 256 (2 в 8 степени),

а строк 65536 (2 в 16 степени).Количество ячеек предлагаю посчитать самим. Столбцы обозначаются буквами латинского

алфавита (в обычном режиме) от "A" до "Z", затем идет "AA-AZ", "BB-BZ" и т.п. до "IV" (256). Строки обозначаются

обычными арабскими числами.

На пересечении столбца и строки находится ячейка. Каждая ячейка имеет свой уникальный (в пределах данного листа)

адрес, который составляется из буквы столбца (в обычном режиме) и номера строки (например "A1").

Вспомните морской бой, шахматы или как вы находите ваше место в кинотеатре. Адрес ячейки (ссылка на ячейку) используется

в расчётах (и не только) для того, чтобы "достать" данные из этой ячейки, и использовать в формуле.

Только одна из ячеек листа в текущий момент времени является активной. Вокруг активной ячейки видна жирная

чёрная рамка с квадратиком в нижнем правом углу (маркером автозаполнения). Даже если выделен диапазон ячеек,

все равно одна из выделенных ячеек будет иметь белый цвет. Это не значит, что она не выделена, это значит,

что в выделенном диапазоне она активная -- именно в нее будет вводится набираемый с клавиатуры текст.

Макросы Microsoft Excel - это простые, легко адаптируемые и вместе с тем мощные инструменты, позволяющие пользователю экономить свое время и работать более продуктивно.

Поэтому хочу предложить один из вариантов теста с использованием макросов.

Создание интерактивного теста в MS EXCEL

Создадим тест - контрольную работу по математике, по материалам демонстрационного варианта КИМ ГИА 2013, количество ответов можно задавать произвольно для каждого вопроса, но лучше не менее 4, иначе вероятность «сдать» тест минимум на 3 становится чуть ли не 100% -ной.

Откроем Excel и переименуем листы книги:

Лист1 – «Начало»

Лист2 – «Тест»

Лист3 – «Результат»

На листе «Начало» выделим все ячейки и зададим им какой – то цвет фона (ФОРМАТ ЯЧЕЙКИ – ВИД), либо сделаем подложку для листа с рисунком

Аналогично раскрасим и листы «Тест» и «Результат»

Нарисуем на листе «Начало» кнопку - НАЧАТЬ. Точнее говоря это будет на кнопка, а всего лишь рисунок, сделанный, например, с помощью автофигур с панели Рисование. (В дальнейшем этот рисунок станет действующей кнопкой, но после того, как мы назначим ему макрос.

Перейдем на лист «Тест» и создадим там вопросы с вариантами ответов

Рассмотрим для одного вопроса (Вопрос 1):

В ячейке С3 пишем номер вопроса

В ячейке D3 пишем сам вопрос

В ячейке Е3 необходимо задать список вариантов ответа

Для этого встаем в Е3 и заходим в меню ДАННЫЕ – ПРОВЕРКА, где выбираем СПИСОК и в поле ИСТОЧНИК впечатываем через двоеточие варианты ответов.

Нажимаем ОК и список ответов готов – при нажатии на ячейку Е3 будет появляться кнопка, которая раскрывает список ответов и дает возможность выбрать один из них:

ЕСЛИ(= значение ячейки;”верно”;”неверно”) – это означает, что если в ячейке Е3 выбран правильный ответ, то в ячейке F4 выведем слово «верно», иначе выведем «неправильно»

Переходим в ячейку G3, где запишем формулу: =ЕСЛИ(F3="верно";1;0)

Понятно, что в этой ячейке будет значение 1, если ответ верный и 0 – если неправильный. (Это понадобится на следующем листе для подсчета количества верных ответов).

Точно так же мы создадим все 10 вопросов. Наконец на этом листе нарисуем 2 кнопки: очистить и результат

Перейдем на лист «РЕЗУЛЬТАТ»

Скопируем с листа ТЕСТ столбцы с номерами вопросов и самими вопросами (у меня они соответственно в столбиках С и D.

В столбце Е запишем правильные ответы. В столбце F будем выводить те ответы, которые выбраны тестируемым, поэтому, например, в ячейке F3 будет формула F3 = тест!Е3 (т.е. здесь отображаются ответы, выбранные на листе ТЕСТ – это для сравнения с правильным ответом)

Аналогично заполним все остальные ячейки.

Нарисуем две кнопки: СНОВА (для повторения теста) и ВЫХОД (для выхода из теста)

В столбце I сделаем две надписи для контроля выполнения теста: ВСЕГО и ВЕРНО, ИТОГО, ОЦЕНКА.

Рядом в столбике J напортив ВСЕГО запишем: 10 (это количество вопросов теста), а напротив ВЕРНО – формулу =СУММ(тест!G3:G11) – т.е здесь будут суммироваться единицы правильных ответов с листа ТЕСТ, в ячейке К напротив ИТОГО запишем формулу =(K11*100)/10, которая будет высчитывать процент качества выполненной работы, а в ячейке L запишем формулу которая будет выводить оценку =ЕСЛИ(K9=100;5;ЕСЛИ(K9>70;4;ЕСЛИ(K9>40;3;2))).

Осталось создать макросы и назначить их кнопкам.

Начнем с кнопки НАЧАТЬ на листе НАЧАЛО.

При нажатии на эту кнопку должен открыться лист с вопросами теста (ТЕСТ), содержимое столбца Е с правильными ответами очиститься и выделиться ячейка Е3, чтобы была видна кнопка для выбора первого ответа.

Заходим в меню ВИД – МАКРОС – НАЧАТЬ ЗАПИСЬ. Даем макросу имя и ОК.

И пошла запись макроса, т.е. все, что мы сейчас делаем, будет записано в коде VBA

После этого открываем лист ТЕСТ, выделяем там ячейки Е3 – Е21, нажимаем Delete для очистки содержимого и щелкаем по ячейке Е3 для ее выделения.

Макрос записан. Останавливаем запись. Назначим этот макрос кнопке НАЧАТЬ. Для этого щелкаем по ней правой и выбираем НАЗНАЧИТЬ МАКРОС:В появившемся окне выбираем наш макрос и ОК – макрос назначен. Кнопка (а это уже кнопка, а не автофигура) стала действовать. Если кнопка не действует, то, скорее всего уровень

безопасности Excel стоит высокий.

Тогда заходим Параметры EXCEL – МАКРОС – БЕЗОПАСНОСТЬ и

ставим низкий уровень безопасности. Переходим на лист ТЕСТ и там надо создать 2 макроса для кнопок ОЧИСТИТЬ И РЕЗУЛЬТАТ. Создаем макрос ОЧИСТИТЬ. Запускаем запись макроса, выделяем столбец с выбранными вариантами ответов и нажимаем Delete. Останавливаем запись макроса, затем назначаем его кнопке очистить.

Переходим на лист РЕЗУЛЬТАТ надо создать тоже 2 макроса для возврата к началу теста (кнопка СНОВА) и для выхода из теста (кнопка ВЫХОД)

Для кнопки СНОВА в макросе содержит только действие перехода на лист НАЧАЛО.

Для кнопки ВЫХОД макрос должен перейти на лист НАЧАЛО, а затем сделать завершение работы приложения.

Запишем только переход на лист НАЧАЛО, затем откроем макрос и вручную добавим код Application.Quit – завершение работы. Назначим этот макрос кнопке ВЫХОД

В результате при последующем запуске теста он будет открываться с листа НАЧАЛО, что нам и надо, а варианты выбора ответа от предыдущего запуска теста будут очищены, независимо от того ответили мы ДА или НЕТ на вопрос о сохранении изменений при выходе.

Уберем ярлычки листов, чтобы нельзя было сразу перейти и посмотреть ответы, уберем сетку, названия столбцов и строк, полосы прокрутки. Все это убираем, заходя в меню ПАРАМЕТРЫ EXCEL- ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

ВСЕ. Тест готов. Запускаем и пробуем.(см диск)

Исследовательская часть.

Интерактивные методы контроля на уроках математики.

Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого тестирования с применением интерактивных методов контроля для 9 класса на примере экспериментального класса.

Эксперимент проводился на базе 9 "В" и 9 "Б" классов МКОУ "Кизлярской гимназии №1 им. М.В. Ломоносова" ,и состоял из следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-диагностического.

Цель эксперимента – оптимизация контроля знаний школьников, создание предпосылок реализации творческих способностей средствами интерактивных методов.

Задачи:

1) провести анализ и оценку уровня познавательной активности учеников экспериментальной и контрольной групп по определенным критериям;

2) формировать умения владеть МS EXCEL

3) развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;

Двум класссам было дано тестовое задание

9 "Б" - тестирование в традиционной форме.

9 "В" - с использованием интерактивного теста.

Результаты теста можно выразить в следующей таблице:

Вывод : использование интерактивных тестов позволяет значительно сократить время на обработку тестирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Интерактивные тесты можно применять на различных этапах урока (вводный, текущий, заключительный инструктаж), на различных этапах контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый). Они привлекают внимание учащихся своим разнообразием, яркостью, возможностью самостоятельно создать мини программу для компьютера, которая не только считает оценку, но и будет применяться на уроках, приобретая практическую значимость для учащихся.

Для создания тестов не требуется специального программного обеспечения. Пакет MS Office (Excel в частности) имеется на каждом персональном компьютере. Этим объясняется доступность предлагаемой информации.

Создание интерактивных тестов не требует специальных знаний и умений. Простота изготовления тестов дает возможность пробовать свои силы как опытным, так и начинающим пользователям.
Создание тестов с использованием Microsoft Excel (вариант 1) (rc.novokuybishevsk.ru)
Создание тест-анкеты с обработкой результатов средствами MS-Excel (sites.google.com)

Применение психологических тестов и опросников в работе HR-менеджера всегда вызывает жаркие споры. У этого инструментария есть много сторонников и противников.

В споре обе стороны приводят неотразимые аргументы, например, такие:

    Можно, если: это оправдано и необходимо; если есть четкое понимание целей использования; если данные интерпретирует специалист высокого уровня.

    Нельзя, потому что это бесполезная трата времени. как со стороны соискателя, так и со стороны работодателя; есть опасность подменить интервью тестом и т. д.

Итак, эта статья для тех HR-менеджеров, которые в своей работе используют (или хотят научиться использовать) специальные методики. Мой опыт работы по автоматизации обработки данных пригодится тем специалистам компании, которые:

    приняли решение при подборе (обучении, оценке) персонала на определенные вакансии использовать тесты;

    в силу различных причин пока не могут купить стандартизованные пакеты, включающие автоматизированную обработку данных, полученных при применении различных методик и тестов;

    не имеют в штате профессиональных диагностов с опытом проведения исследований.

Если точнее, речь пойдет о возможностях автоматизации диагностических процедур с помощью программы Excel . Выбор этой программы обусловлен ее доступностью. она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также широким спектром возможностей для работы с массивами данных, который она предоставляет.

По своему опыту знаю, что начинающие HR-менеджеры неизменно задают вопрос: А зачем автоматизировать работу с тестами? Приведу типичные ответы опытных эйчаров:

1. Хочу сократить затраты на тестирование персонала, а именно:

    исключить необходимость распечатки бланков (экономия бумаги). От себя добавлю: не люблю вороха бумаг. от него становится мусорно на рабочем столе и в кабинете, к тому же я. за технический прогресс, а значит, и за автоматизацию;

    сократить рабочее время, затрачиваемое на обработку результатов (экономия человеко-часов), его можно потратить на более важные дела;

    оптимизировать деятельность, сократив повторяющиеся, рутинные, малопродуктивные операции: один раз затратив определенное время на разработку инструментария, можно сэкономить силы в последующем;

    минимизировать время обследуемых;

    снизить вероятность ошибок за счет нивелирования влияния человеческого фактора, как со стороны респондента, так и со стороны эйчара;

    повысить собственную мобильность: данные в электронной форме легко переносить на сменных носителях, отправлять по почте и т. д.

    повысить управляемость процессом диагностики: автоматизированный процесс можно гибко изменять, корректировать, настраивать с учетом изменившихся обстоятельств (и просто. под себя).

Да и вообще, хочется жить в ногу со временем, выстроить максимально продвинутую систему, может быть даже дистанционную. Автоматизация тестов. один из примеров использования новых технологий, новых подходов к работе, что говорит о развитии и самосовершенствовании, стремлении двигаться вперед. Все это в свою очередь работает на положительный имидж компании, привлекает в нее стремящихся к развитию кандидатов.

2. Хочу иметь возможность управлять процессом тестирования:

    видоизменять неработающие вопросы (при соответствующей подготовке), добавлять нужные;

    понимать, как проходит тестирование, контролировать ход процесса;

    видоизменять, разрабатывать новые варианты отчетов, диаграмм, таблиц и т. д.

    гибко подходить к анализу данных. по каждому испытуемому, по отдельным группам, по компании в целом;

    не тратить время на ответы на традиционные вопросы новичков: Как обрабатывать результаты? . лучше всего, если они сами будут обрабатываться.

На самом деле, подобная работа не так уж сложна, ее вполне по силам освоить любому опытному пользователю компьютера. не обязательно быть программистом. Часто достаточно оказать HR-менеджеру небольшую методическую помощь, показать. что да как, и он сможет самостоятельно использовать и даже разрабатывать собственные автоматизированные решения.

Рассмотрим автоматизацию обработки данных на примере работы с тестом Опросник межличностных отношений . Лучше, если перед рассмотрением алгоритма вы скачаете оба файла.

Алгоритм автоматизации теста: разработка компьютерного варианта

Шаг 1. Подготовка опросника.

1. Открываем новый файл в программе Excel . Параллельно открываем исходный Word-файл, в котором содержатся описание методики, сам опросник, ключи к нему.

2. Переносим форму опросника из Word-файла в Excel (рис. 1 ). Для этого выделяем, затем копируем текст и переносим его в Excel -файл. Чтобы текст сохранил параметры абзаца, вставку нужно делать в строку формул (она находится в нижней части верхнего меню и обозначена символом f x . рис. 1 ).

Рис. 1

3. Сразу же сохраняем файл в предварительно созданную папку (назвав его, например, mejlichnostn.xls ).

4. Редактируем инструкцию под компьютерный вариант. испытуемый должен будет не выбирать вариант ответа, а проставлять 1 в выбранной ячейке ответа.

5. Изменяем формат ячейки для удобства чтения. (Выделяем несколько ячеек. объединяем их, затем с помощью правой клавиши мыши вызываем меню Форматирование.)

6. Выравниваем ширину и высоту строк.

8. Можно в самом начале добавить поле Фамилия. Имя. Отчество (рис. 2 ). Иногда полезно добавить некоторые социально-демографические характеристики (например. пол, возраст, занимаемая должность, стаж работы в компании и т. д.).

9. Ячейки, в которые опрашиваемый будет заносить ответы, можно выделить другим цветом (рис. 2 ).

10. Подбираем шрифты и размеры знаков (например, можно использовать шрифты Arial и Arial Narrov . рис. 2 ).

11. Переименовываем лист. можно назвать его Опросник (рис. 2 ).


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 2

Шаг 2. Используем опцию Автоматическая проверка правильности заполнения ячеек.

1. При заполнении опросника опрашиваемый может допустить ошибки:

      пропустить один из вопросов (то есть не отметить ни одного ответа);

      отметить больше ответов, чем можно (в данном случае. два и более).

Поэтому необходимо автоматизировать проверку правильности заполнения полей ответов. Например, в случае неправильного заполнения поля для ответа. вывести предупреждение (Ответ не выбран или Лишние ответы), а при правильном заполнении. убрать сигнал ошибки.

2. В качестве ответа мы договорились проставлять в ячейке цифру 1. Значит, для проверки правильности заполнения полей нам нужно проанализировать в ячейках сумму ответов по каждому вопросу.

3. Рядом с вариантами ответов вводим формулы для проверки установленных нами правил (рис. 3 ), в данном случае это будет формула:

=ЕСЛИ(СУММ(C5:H5)=0;"ответ не выбран";ЕСЛИ(СУММ(C5:H5)=1;"";"лишние ответы"))

Теперь мы контролируем правильность заполнения ячеек с ответами.

Таким образом, даже если опрашиваемый совершит ошибку, HR-менеджеру не придется вручную просматривать все ячейки с ответами. Можно обращать внимание только на сигналы ответ не выбран или лишние ответы , чтобы предложить опрашиваемому исправить выявленные ошибки.


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 3

Шаг 3. Задаем формулы подсчета результата.

1. Обратимся к исходному Word-файлу с описанием теста и ключей к нему. Наша задача. повторить таблицу ключей в Excel и автоматизировать подсчеты. Подсчет результатов можно организовать либо на этом же листе, либо на другом (рис. 4 ).

2. Создаем таблицу ключей. переносим ее из Word-файла в Excel (рис. 4 ). Полезно ключи сразу же выделить другим цветом.


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 4

3. В соответствии с ключами прописываем формулы подсчета ответов (рис. 5 ). В данном случае при совпадении ответа с одним из вариантов ответа ключа он оценивается в 1 балл, при несовпадении. в 0 баллов (рис. 5). Например, формула подсчета ответов по первому вопросу будет выглядеть следующим образом (рис. 5 ):

=ЕСЛИ((СУММ(O7:R7))>=1;1;0)


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 5

4. Такие же формулы нужно прописать для каждого из ключей. В итоге мы получим сводную таблицу подсчета результатов (рис. 6 ).

5. Для того чтобы опрашиваемый не видел этих подсчетов, в дальнейшем таблицу ключей необходимо скрыть.


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 6

Шаг 4. Избирательная защита ячеек от изменений.

1. При заполнении опросника человек может нечаянно удалить или изменить информацию в ячейках с вопросами. Поэтому следующая наша задача. избирательно разрешить опрашиваемому изменять информацию только в тех ячейках, в которых проставляются ответы. Все остальные ячейки листа необходимо защитить от изменений.

2. Перед защитой всего листа нужно отметить ячейки/диапазоны, которые в дальнейшем можно будет изменять. В нашем случае это ячейки с вариантами ответов. они отмечены другим цветом (рис. 7 ).


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 7

3. Устанавливаем защиту на весь лист. В меню Сервис выбираем команды: Защита. Защитить лист. После этого изменять содержимое можно только в тех ячейках, где мы ранее разрешили (рис. 8 ).

4. Проверим защиту: попробуем изменить ячейки с ответами и другие ячейки. Чтобы снять защиту, в меню Сервис необходимо выбрать команды: Защита. Снять защиту. Теперь опять попробуем изменить ячейки с ответами и другие ячейки.

5. Кстати, при необходимости можно ввести пароль на снятие защиты, тогда при попытке изменения защищенных ячеек (например, ячеек с вопросами, формулами или ключами) компьютер будет выдавать сообщение о запрете на изменение содержимого этих ячеек (рис. 8).


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 8

Шаг 5. Оформление результатов.

1. Вновь обратимся к исходному Word-файлу, в котором дана форма вывода результата. В данном случае для наглядности можно использовать таблицу-диаграмму (рис. 9 ). Сами результаты будем подсчитывать на другом листе. назовем его, например Результат (рис. 9 ).

2. Вводим формулу вывода результатов с листа Опросник на лист Результат. В данном случае это будет формула:

=опросник!B4

Теперь на листе Результат в поле Тестируемый будет выводиться имя опрашиваемого, которое введено на листе Опросник в ячейке B4 (рис. 9 ).


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 9

3. Точно так же вводим формулы, устанавливающие связь ячеек с баллами на листе Опросник с аналогичными ячейками на листе Результат (рис. 10 ). В итоге все баллы по всем шкалам будут выводиться на следующий лист автоматически.

4. Для наглядности введем формулы отображения результатов в строках шкал. Наберем формулу (рис. 10 ):

=ЕСЛИ($D$4>=E3;"X";"")

А затем тиражируем ее для всех ячеек всех шкал. В результате у нас появится наглядное отображение поведенческих проявлений в трех областях межличностных отношений.

5. Усилить наглядность можно с помощью формул условного форматирования . Ячейки, в которых суммируются результаты по шкалам, можно анализировать.

Выделим другим цветом те ячейки, которые отмечены символом Х. Например, если балл равен 5, то выделим другим цветом ячейки с баллом от 1 до 5. Для этого используем команды: Формат. Условное форматирование. Вводим формулу условия: если значение ячейки равно X выделяем эту ячейку другим цветом (например, светло-желтым. рис. 10 ).

6. Тиражируем условное форматирование на все ячейки результатов. Для этого используем команду: Формат по образцу (рис. 10 ). В итоге получим таблицу-диаграмму, в которой наглядно представлены все результаты тестирования (в данном случае. профиль поведенческих проявлений в трех областях межличностных отношений).

Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 10

7. Добавляем в отдельные поля описания каждой из шкал. Для этого обратимся к исходному Word-файлу и перенесем все описания в файл Excel на лист Результат (рис. 11 ).

Точно так же можно добавить подсказку-примечание в название каждой шкалы (рис. 11 ). Теперь при наведении курсора на ячейку, содержащую название шкалы, будет всплывать примечание с кратким ее описанием (рис. 11 ).


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 11

    индексы объема интеракции (е + w ) . внутри отдельных областей межличностных потребностей;

    индексы противоречивости межличностного поведения (е . w ) . между отдельными областями межличностных потребностей.

Для этого в ячейки, отображающие индексы по каждой области, введем формулы для подсчета суммы и разницы баллов. Например, в ячейку, в которой отображается индекс объема интеракции (е + w

Соответственно, в ячейку, в которой отображается индекс противоречивости межличностного поведения (е . w ) для области Включенность, нужно вставить формулу:

Аналогично вводим формулы для остальных индексов (рис. 12 ).


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 12

13. Кроме табличной формы отображения данных, для наглядности можно использовать диаграммы, поскольку программа Excel известна именно развитым инструментарием для их построения. Рассмотрим возможности диаграмм на примере работы с результатами тестирования по нашему опроснику.

Выделяем область ячеек, содержащих данные для построения диаграммы, . в данном случае это оценки поведенческих проявлений (рис. 13 ). Затем используем опцию Мастер диаграмм. Из предложенных типов диаграмм для этого опросника выберем лепестковую (рис. 13 ). Далее, следуя инструкциям, заполняем необходимые параметры в диалоговом окне Мастера диаграмм (рис. 13 ). В результате получаем наглядную информативную диаграмму, в которой сразу виден профиль поведенческих проявлений.


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 13

14. Теперь, когда все формулы вычислений и диаграммы готовы, постараемся скрыть от опрашиваемого некоторые технические подробности. Например, таблицу ключей на листе Опросник.

Для этого выделяем диапазон столбцов, подлежащие сокрытию, с помощью правой клавиши мыши вызываем контекстное меню, в котором выбираем опцию Скрыть (рис. 14 ). Теперь эта область не видна. Отобразить ее при необходимости можно, проделав обратную операцию: выделив диапазон, в котором находятся скрытые ячейки, и выбрав в меню опцию Отобразить (рис. 14 ).


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 14

Итак, Excel начинает работать на эйчара! Используя предложенный автором алгоритм в качестве образца, HR-менеджеры смогут самостоятельно автоматизировать множество очень полезных в работе инструментов. Это позволит им сэкономить свое время и силы, чтобы использовать их для решения более творческих задач.

error: