Самые выдающиеся судоходные каналы планеты. Судоходные каналы россии Главные судоходные каналы

ВЕЛИКИЙ КАНАЛ (кит. – Юньхо или Юньхэ), канал в Китае длиной 1930 км, проходит по восточной части страны в общем направлении с севера на юг между городами Пекин и Ханчжоу. Этот старейший и самый длинный в мире канал пересекает четыре провинции (Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян) и две великие реки – Хуанхэ и Янцзы. Когда строительство этого искусственного водовода было завершено (на что ушло около 2000 лет), он стал важной транспортной артерией между севером и югом Китая.

Великий канал строился на протяжении трех исторических периодов. Самый древний его участок, длиной 225 км, начал сооружаться на последнем этапе существования государства Чжоу, предположительно в 6 в. до н.э. Им соединили реку Янцзы с бассейном реки Хуайхэ. Соответствующий этому старому каналу участок современного Великого канала пролегает от города Циньцзян (в провинции Цзянсу) до реки Янцзы (в районе Янчжоу), проходя через ряд озер, входящих в бассейн реки Хуайхэ. Уровень воды в этом краю регулируется плотинами, и здесь по каналу могли ходить небольшие суда.

Давайте узнаем о нем подробнее …

Фото 2.

Кликабельно

Практически все реки Китая текут с запада на восток и впадают в Тихий океан. Поэтому уже в древности возникла система каналов, соединявших бассейны этих рек. Впоследствии отдельные участки были объединены и достроены. Так появился Великий Китайский канал , или, как его называют в Китае, Большой канал (大运河). Он соединяет Пекин и Ханчжоу . Его протяженность - 1774 км, и это самый длинный канал в мире. Свое начало он берет в уезде Тунсян под Пекином, проходит через города Пекин и Тяньцзин, четыре провинции - Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян и заканчивается в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян). Также он соединяет пять рек: Хайхэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы и Цяньтан.

Приблизительно через 1200 лет канал продлили на юг на расстояние около 400 км – до города Ханчжоу в провинции Чжэцзян. При прокладке этого участка, завершенной приблизительно к 610 н.э., потребовалось чистить и соединять некоторые уже существовавшие там короткие каналы и, кроме того, прокладывать фарватер по большому озеру Тайху.

К северу от Циньцзяна строительство большей части канала закончили при Хубилае (первом императоре монгольской династии Юань), полководцы которого завоевали Ханчжоу. Хубилай попытался наладить пути сообщения между своими южными владениями и столицей – Ханбалык (так монголы называли тогдашний Пекин). Продлевать канал на север начали, вероятно, в 1279 и повели его через озера. На этой трассе пришлось возводить плотины и строить шлюзы, так как было необходимо регулировать уровень воды, ибо он оказался неодинаковым в различных озерах. Северную часть Великого канала назвали Цза Хо – рекой шлюзов. Канал вошел в провинцию Шаньдун, где его довели до Дунпина; на участке между этим городом и Цзинином судоходство нередко затрудняется из-за недостаточного притока воды в русло канала. Приблизительно к 1300 н.э. трассу канала продлили до города Линьцзин, что на реке Вэйхэ, в северном Шаньдуне.

Фото 3.

В конце правления династии Юань Великий канал протянули еще дальше на север, в провинцию Хэбэй, где у города Тяньцзинь его воды смешались с водами реки Бэйюньхэ. Участок канала между реками Вэйхэ и Бэйюньхэ судоходен круглый год. Далее канал пошел по руслу реки Бэйюньхэ против ее течения и достиг населенного пункта Тунсянь, что в 24 км восточнее Пекина. Во времена империи Мин (1368–1644) канал существенно улучшили, и те его участки, которые пришли в негодность, вновь сделали судоходными.

С развитием железных дорог (в конце 19 и начале 20 в.) Великий канал утратил свое былое значение. На землях, по которым пролегала его трасса, не раз случались разрушительные наводнения, а в середине 19 в. река Хуанхэ поменяла русло и стала впадать не в Желтое море, а в залив Бохайвань на севере Шаньдуна. Жесточайший разлив реки Хуайхэ в 1931 и опустошительные военные действия в период с 1937 по 1949 довели Великий канал до состояния полнейшей разрухи. К 1949, когда победили коммунисты, по нему могли ходить лишь джонки.

Фото 4.

В 1952 началась реализация программы регулирования водного режима в бассейне реки Хуайхэ, где предусматривались работы по расчистке, расширению и спрямлению русла Великого канала. На нем построили современные механизированные судоходные шлюзы. Участок трассы, пролегающий по провинции Цзянсу, реконструировали, и по нему начали ходить 1000-тонные суда. Модернизация канала проводилась ускоренными темпами, поскольку к этому времени железные дороги уже еле справлялись с перевозками полезных ископаемых.

Фото 5.

Гораздо более важную роль Великий канал будет играть именно как средство снабжения севера страны водой в сельскохозяйственных и промышленных целях. Китайские эксперты предполагают, что к 2030 году, когда население страны достигнет 1.6 миллиарда человек, водные ресурсы на душу человека составят 1760 кубических метров. А по международным стандартам минимально допустимый уровень составляет 1700 кубометров. По мнению директора Института охраны земельных ресурсов Академии наук КНР Ли Жуя, потребление воды в Китае достигнет пика к 2030 году, и если не будут приняты эффективные меры, то в будущем страна столкнется с серьезным кризисом.

По подсчетам китайских ученых, чтобы прокормить свое население, которое, несмотря на ограничение рождаемости, продолжает ежегодно увеличиваться на восемь миллионов человек, Китаю, как и в древние времена, нужно по-прежнему орошать засушливый север страны. Ведь 80 процентов водных ресурсов приходится на бассейн Янцзы и районы, находящиеся южнее этой реки. Напомню, что в центральном Китае имеется две великие реки, которые текут с запада на восток – Хуанхэ и Янцзы. Они почти равны по длине. Однако объем годового стока Янцзы в двадцать раз превышает Хуанхэ. За годы существования КНР земледельцы, преимущественно в северной части страны, сумели увеличить орошаемые площади примерно в четыре раза – с 15 до 52 миллионов гектаров. Однако все возможности теперь исчерпаны. Из Хуанхэ разбирают на полив столько воды, что летом она почти пересыхает. Другая ситуация существует в районе бассейна Янцзы. В Китае ее называют матерью-рекой. Бассейн Янцзы – один из главных экономических районов. Занимая лишь пятую часть территории страны, он дает более двух пятых валового внутреннего продукта. А энергетические возможности бассейна Янцзы почти втрое больше, чем у всех рек США вместе взятых.

Фото 6.

Идея поворота рек с юга на север родилась еще в 1952 году и принадлежит бывшему китайскому лидеру Мао Цзэдуну. Понятно, что в условиях 50-х годов, когда совсем недавно закончилась антияпонская война, а затем и гражданская, реализовать этот проект было совершенно невозможно. Но о нем никогда не забывали. И вот в последние десятилетии к нему вернулись вновь. Сначала были проведены все необходимые научные и практические изыскания, даны оценки трудностям и проблемам, которые придется решать, решен вопрос о необходимости переселения сотен тысяч людей из мест их проживания, где пройдет строительство водных сооружений. В 2002 году китайское правительство приняло решение о начале реализации проекта, призванного обеспечить водой засушливые районы страны. Ныне, уже в течение девяти лет, в Китае интенсивно идет строительство гидротехнических сооружений по переброске вод. Эта стройка объявлена объектом стратегического значения в деле рационального распределения водных ресурсов страны, в деле изменения напряженного положения с водными ресурсами в северных районах Китая, что напрямую связано с социальным и культурным развитием и проблемой улучшения окружающей среды в этих районах. Этот объект, как и строительство гидроузла Санься на реке Янцзы, прокладка газопровода из западной части страны в восточную и строительство железной дорогой Цинхай-Тибет, называют четырьмя важнейшими стройками современного Китая. Предполагается, что через несколько десятилетий в Китае появится сеть каналов, по которым вода из рек Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ и Хайхэ будет переправляться в северные регионы страны.

Для переброски вод из реки Янцзы строят 3 главных канала — восточный, центральный и западный. В частности, по восточному и западному каналам воду будут получать 6 провинций и городов центрального подчинения, таких как Пекин, Тяньцзинь, провинции Хэбэй, Шаньдун, Хэнань и Цзянсу. При строительстве восточного канала будут использовать уже имеющуюся инфраструктуру Великого китайского канала.

Великий канал – это не только транспортная и водная артерия. Но это еще и великолепный памятник истории, соединяющий прошлое и настоящее Китая.

Фото 7.

Несколько лет назад представители туристических фирм 15 крупных и средних городов, расположенных вдоль Великого канала, собрались в городе Хуайань в провинции Цзянсу и приняли совместное решение создать туристический маршрут «путешествие по Великому каналу». Они заявили, что будут совместными усилиями создавать и совершенствовать механизм межрегионального сотрудничества в сфере туризма. А на Великом китайском канале, растянувшимся почти на 2000 километров, есть много достойных внимания туристов мест. Например, исторические производственные территории. Многие старинные объекты, к примеру, судоверфи и иные промышленные предприятия были перенесены в другие районы городов. Промышленные здания и оборудование, имеющие интересную историю, уже используются в новом качестве. Например, в них живут туристы или они являются объектом показа. Такой проект разработан для бывших промышленных территорий вдоль Великого канала в г. Сучжоу.

На Великом китайском канале имеется множество мостов и пристаней. Мосты в исторических городах выполняли не только сугубо транспортную функцию, но и важную композиционно-пространственную роль. При сооружении мостов на Великом канале большое внимание уделялось их форме. Очень выразительны мосты, у которых форма арок и их отражение в воде образуют правильные круги.

Фото 8.

С мостов открываются живописные виды, поэтому многие их них задумывались как видовые площадки с навесами для тени и скамьями. При этом архитектурные решения мостов отличались индивидуальностью и художественной выразительностью.

Канал им. Москвы (рис. 11.9) длиной 126 км соединяет водохранилище Иваньковского гидроузла на р. Волге и р. Москву. Северный склон канала длиной 73 км имеет пять шлюзов, которые обеспечивают подъем судов на 38 м. Водораздельный бьеф канала имеет длину 49 км (между шлюзами № 6 и № 7). Короткий южный склон (4 км) в пределах г. Москвы преодолевается двумя двухкамерными шлюзами № 8 и № 9.

Водораздельный бьеф канала питается волжской водой, которая подается насосными станциями и расходуется как на шлюзование судов, так и на водоснабжение г. Москвы.

На водоразделе располагаются Икшинское, Учинское, Клязьменское и Химкинское водохранилища. Насосные станции размещены на гидроузлах № 2, № 3, № 4, № 5 и № 6.

Волго-Донской (рис. 11.10) судоходный канал соединяет р. Волгу с р. Дон. Длина канала 101 км. При этом Волжский склон имеет длину 21 км, на котором расположено 9 шлюзов, с помощью которых суда поднимаются от р. Волги до водораздельного бьефа на 88 м. Спуск судов от водораздельного бьефа, где между шлюзами № 9 и № 10 располагается Варваровское водохранилище, до Цимлянского водохранилища на р. Дон производится на 43 м через 4 шлюза. Питание водораздельного бьефа производится донской водой с помощью 3-х насосных станций.

Волго-Балтийский канал (рис. 11.11) распложен между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем на р. Волга. На северном склоне канала (подъем 80 м) расположено 6 шлюзов (№ 1-6), на южном склоне (13 м) один Шекснинский шлюз (№ 7). В последние годы на Шекснинском гидроузле параллельно шлюзу № 7 построен шлюз № 8 с несколько большими габаритами. Этот шлюз является первым из шлюзов II-ой нитки Волго-Балтийского канала, которую планируется построить в перспективе.

Питание водораздельного бьефа канала, где расположено Белое озеро, осуществляется за счет естественного стока многочисленных рек, крупнейшими из которых являются река Ковжа, Вытегра, Шексна. Этого стока достаточно не только для шлюзования судов, но и для выработки электроэнергии на Шекснинской и Вытегорской ГЭС.

Беломорско-Балтийский канал (рис. 11.12) длиной 227 км соединяет Онежское озеро и Белое море. Южный склон канала имеет семь шлюзов, из которых шесть – двухкамерные. Высота подъема Онежского озера до водораздельного бьефа 70 м. Северный склон в сторону Белого моря имеет падение 100 м, которое преодолевается двенадцатью шлюзами. Питание водораздельного бьефа и промежуточных бьефов между полушлюзами естественное за счет стока рек и крупных озер. Крупнейшие реки Выг, Сегежа, а самое крупное – озеро Выг. На трассе Беломорско-Балтийского канала построено несколько гидростанций.

Водные пути играют важную роль в истории транспортного сообщения. Сегодня все еще есть такие города как Венеция, Бирмингем и Гитхорн, всемирно известные своей системой прекрасных водных каналов. В этой подборке представлен список 10 городов мира с самыми красивыми каналами. Предлагаю вам совершить увлекательное фото-путешествие по красивейшим уголкам мира.

Кантхо, Вьетнам

Большой вьетнамский город Кантхо расположен в дельте Меконга с разветвленной сетью многочисленных каналов и рек. Полная продолжительность водных путей города составляет 1157 км. В их основе лежит Река Хау - крупнейшее ответвление Меконга вдоль северной стороны Кантхо. Кроме огромных сетей каналов, главной достопримечательностью Кантхо являются плавающие рынки. Торговые лодки по течению предлагают здесь широчайший ассортимент товаров, многие из которых созданы местными жителями. Самый большой плавающий рынок в городе Кантхо - знаменитый Каи Ранг. Экскурсия по каналам Кантхо является лучшим способом приобрести местные товары и познать культурные аспекты города.



Кейп-Корал, Флорида

Город Кейп-Корал во Флориде известен своими красивыми каналами общей длиной около 600 километров. Это самая длинная система рукотворных каналов в мире. В городе есть как пресноводные, так и морские озера, что делает город еще более уникальным. Искусственные каналы Кейп-Корала длиной в несколько сотен километров были вырыты в 1970-х годах. Система каналов по сей день обеспечивает достаточное количество воды для ирригации и защищает город от наводнения.



Бангкок, Таиланд

Система каналов была неотъемлемой частью города Бангкока начиная с 18-го века. Первые водные пути города были вырыты для защиты его границ. В течение 19-го века система каналов в Бангкоке была значительно расширена для ирригации и транспорта. Сегодня многие из водных путей осушены, но каналы все еще играют важную роль в транспортной системе страны. Каналы в Бангкоке обычно называют хлонгами. Хлонг Саен Саиб длиной в 18 км - главный канал Бангкока, пересекающий город с востока на запад. Экскурсия на лодке по этому каналу - лучший способ осмотра достопримечательностей Бангкока. Такой тур позволяет исследовать важные исторические места и торговые центры города. Плавающие рынки - еще одна особенность водных путей Бангкока. Множество красочных торговых лодок продают местные товары, создавая непередаваемую атмосферу. Всего в городе насчитывается 5 главных плавающих рынков. Настоятельно рекомендую вам посетить хотя бы один из них.



Брюгге, Бельгия

Большой средневековый город Брюгге знаменит своими красивыми каналами и вековыми укреплениями. Благодаря водным путям Брюгге также называют ‘Венецией Севера’. Тур по каналам - лучший способ увидеть город и его достопримечательности. Уютные каналы Брюгге соединяют все главные части города. Вы можете отправиться на увлекательную экскурсию по городу из разных мест. Средняя продолжительность такого путешествия составляет 30 минут. Взгляд на город Брюгге со стороны воды позволит вам познать этот город во всех его проявлениях.



Стокгольм, Швеция

Стокгольм - столица Швеции, основанная на 14 островах озера Маларен. Обширный Стокгольмский архипелаг соединяет город с Балтийским морем на востоке. Охватывающий более 30000 маленьких и больших островов Стокгольмский архипелаг является самым большим архипелагом в Швеции. Путешествие на лодке - лучший способ изучить город Стокгольм и множество красивых островов. Сверкающие голубые воды Стокгольмского архипелага поразительно чистые, так что можно ловить рыбу и купаться прямо в черте города. Стокгольм считается одним из самых зеленых городов в мире с 12 большими природными парками.



Аллеппи, Индия

Город Аллеппи в индийском штате Керала известен как ‘Венеция Востока’. Живописный город включает сеть лагун, рек и озер, входящих в состав знаменитых болот Кералы. Национальный парк Керала охватывает 1500 км каналов, озер и пресноводных рек. Болото Вембанад в Аллеппи - одна из самых живописных частей Кералы с площадью поверхности в 2033 квадратных километра. Это также самое большое озеро в штате Керала. Вы можете взять напрокат плавучий дом и скоростную моторную лодку, чтобы путешествовать по каналам Аллеппи. Это отличный шанс познать культуру и захватывающую дух естественную красоту города.



Сучжоу, Китай

Исторический китайский город Сучжоу вызывает восхищение своими красивыми садами и каналами. Город пересекается 15 небольшими каналами и расположен поблизости к Гранд-каналу - масштабному водному пути Китая длиной почти в 2000 километров. Это самый длинный рукотворный водный путь в мире, построенный в период между 581 и 618 годами. Вдоль каналов города Сучжоу расположились многочисленные исторические достопримечательности, интересные для путешественников.



Гитхорн, Нидерланды

Гитхорн - красивая деревня в Нидерландах, где нет дорог. Все дома этой деревни разделены каналами и связаны друг с другом небольшими мостами. Всего в этом небольшом поселении насчитывается более 180 мостов. Гитхорн также известен, как ‘Венеция Нидерландов’. Здесь нет автомобилей, а местные жители перемещаются на лодках и велосипедах. По каналам-улицам Гитхорна курсируют специальные бесшумные туристические лодки с тихими электродвигателями вместо шумных бензиновых моторов. Это отличное место для романтической экскурсии, которая запомниться на всю жизнь.



Бирмингем, Англия

Бирмингем является вторым самым густонаселенным городом Англии с 1.9 миллионами жителей. Город также знаменит 150 километрами симпатичных судоходных каналов. По общей длине каналов Бирмингем превосходит Венецию. Первый канал города Бирмингема был вырыт в 1769 году. Он должен был соединить Бирмингем с городом Веднесбэри. В 18 веке общая протяженность каналов города составляла более 200 километров, но до наших дней сохранилось около 150 км. Увлекательная экскурсия по спокойным живописным каналам Бирмингема откроет вам волшебный вид на этот город.



Венеция, Италия

Венеция является самым знаменитым городом в мире с красивыми каналами. Это действительно уникальный город, расположенный на группе из 118 связанных каналами и мостами островов. Всего в городе насчитывается 170 каналов и не меньшее количество мостов. Этот город отличается уникальным географическим расположением, ежедневно принимая более 50000 посетителей. Венеция - самый большой город без автомобилей в Европе. Традиционная гребная шлюпка под названием Гондола является здесь главным видом транспорта. Сегодня в городе насчитывается более 350 гондол. Гранд-канал 3800 метров длиной - главный и самый знаменитый водный путь в Венеции. Экскурсия на гондоле по Гранд-каналу и другим небольшим каналам является неотъемлемой частью туристической программы посещения города. В дополнение к спокойной поездке вы можете наслаждаться красотой захватывающих дворцов и других исторических зданий Венеции, большинство из которых расположены вдоль городских каналов.



Суэцкий канал

Самый длинный канал в мире, по которому ходят корабли - это Суэцкий канал (Suez canal) в Египте. Этот канал берет начало от Порт-Саида, пересекает Суэцкий перешеек и заканчивается в Суэцком заливе в Красном море. Длина канала составляет порядка 163 километров, еще 6 километров занимают порты канала. Максимальная ширина канала - 156,5 метров. Максимальная глубина Суэцкого канала - 19,8 метра. Самая большая осадка судна на данный момент - 17,3 метра.

Из истории Суэцкого канала

Суэцкий канал проходит через Большое Горькое, Малое Горькое озеро, озеро Манзала и Тимсах. Еще около 1300 года до н.э этот канал начал строится для потока пресной воды из Нила в район озера Тимсах. Только через столетие этот канал довели до Красного моря для того, что бы обеспечить пшеницей и водой поселения.

В 1854 году был издан указ о создании Всеобщей судовой компании Суэцкого канала, для перевоза ресурсов, продуктов и медикаментов в ближайшие поселения и порты канала. До 1859 года параллельно велись ремонтные работы канала.

Канал без перепада уровня моря

В 1980 году под Суэцким каналом был запущен в эксплуатацию автомобильный туннель (туннель Ахмеда Хамди) длиной 1,63 километра и диаметром 11,6 метра, соединяющий континентальную Африку и Синайский полуостров. Сам туннель проложен на глубине -53,6 метра, относительно уровня Мирового океана.

Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровня моря и возвышенностей. И, хотя канал был создан задолго до нашей эры, для судоходства он начал использоваться только с 17 ноября 1869 года.

17 ноября 1869 года для судоходства был открыт Суэцкий канал. По этому поводу мы сегодня расскажем о нем и еще о четырех самых больших в мире судоходных каналах.

Идея строительства самого короткого водного пути, соединяющего Красное море со Средиземным, появилась еще в эпоху Среднего царства Египта, но построенный египетским фараоном Нехо Вторым канал просуществовал только до 776 года. В 1854 году Фердинанд Мари Лессепс, дипломат и делец французского происхождения, умело используя влияние Франции на правительство Египта и свои выгодные связи, добился у правителя страны концессии на льготную постройку Суэцкого канала. Возведение грандиозного сооружения, начавшееся весной 1859 года, заняло целое десятилетие и потребовало использование труда около полутора миллионов человек. Чернорабочими на проекте выступали египтяне, рекрутируемые на принудительной основе по 60 000 человек ежемесячно. Торжественное открытие Суэцкого канала состоялось с невероятным размахом 17 ноября 1869 года. За годы своего существования Суэцкий канал успел побывать под господством Франции, Англии, совместным контролем двух стран, а в 1956 году был национализирован правительством Египта. Сегодняшняя длина Суэцкого канала составляет чуть больше 162 километров, а глубина на фарватере – 22, 5 метра. Через Суэц разрешено проплывать всем судам, чьи страны не воюют с Египтом, кроме кораблей на атомных силовых установках.

Возведение самого известного шлюзового канала и основной туристической достопримечательности Панамы считается одним из самых грандиозных строительных проектов за всю историю человечества. Пробная попытка его постройки, предпринятая «отцом» Суэца, не удалась – препятствия, чинимые климатическими и географическими условиями, оказались непреодолимыми. В начале 20 века Соединенные Штаты Америки, заинтересованные в увеличении своего военного могущества за счет молниеносного передвижения военно-морских сил из одного океанского бассейна в другой, приобрели у Франции проект и заключили с правительством Панамы договор на предоставление пятикилометровой территории по обе стороны канала в бессрочное пользование. Джон Стивенс, главный инженер Панамского канала, учел ошибки французов, обеспечив дезинфекцию строительной площадки, и изменил проект, разработав канал с трехступенчатыми шлюзами с обеих сторон и участком водораздела, возвышающимся на 26 метров над океанами. Открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 года, и до 1999 года он находился под контролем США, окруживших его бессчетным количеством военных баз. Сейчас – под контролем правительства Панамы. Длина канала составляет почти 82 километра, на прохождение которых требуется около 9 часов. Стоимость прохождения по каналу разнится в зависимости от класса и размеров судна и составляет от восьми сотен до полумиллиона долларов.

Cевероморско-Балтийский канал, в простонародье именуемый Кильским (по названию немецкого города Киль, мимо которого он проложен) считается одним из основных водных путей Германии. Его длина составляет почти 100 километров, а ширина - от 162 до 165 метров. Начало мегастройки было положено Вильгельмом Первым летом 1887 года. 82 миллиона кубометров земли, вырытой со стройки, непрестанный труд 9 тысяч рабочих – и в 1895 году канал принял первые суда. Свои сегодняшние размеры Кильский канал приобрел после усовершенствований, проведенных перед и после Первой мировой войны – вдоль него была создана дюжина расширений, предназначенных для одновременного прохода нескольких крупных судов. Шлюзовые камеры позволяют пропускать корабли, чей размер не превышает 235 метров в длину, а система канала способна стабилизировать колебания водных масс, возникающие в результате приливов реки Эльба или штормовых ветров Северного моря. На пересечение Кильского канала любому из примерно 250 кораблей, ежедневно проходящих по нему, требуется около 9 часов. Его использование помогает капитанам сэкономить около суток, избегая обхождения Ютландского полуострова.

Канал длиной 6,4 километра и шириной чуть больше 21 метра, соединяющий Коринфский залив и залив Сароникос в Эгейском море, считается одним из самых крупных безшлюзовых судоходных каналов, хотя сейчас практически бездействует. Канал, который мы сегодня видим, появился вследствие издания в 1869 году Закона « О прорытии Коринфского перешейка». Для создания Коринфского канала был выбран проект все того же Фердинанда де Лессепса, а линия трассы совпала с той, которую определили еще архитекторы древнего Рима, пытаясь соединить Пелопоннес с Грецией по приказу Нерона. В строительстве канала были задействованы две с половиной тысячи рабочих и самая современная на то время техника, было вырыто и вывезено более 930 тысяч кубометров земли и камня. Коринфский канал был торжественно открыт 7 августа 1893 года и функционировал до 1944 года, сыграв важную роль во Второй мировой войне. В 1948 году канал был восстановлен и снова стал функционировать, но сегодня из-за увеличения размера судов почти не используется. За год по Коринфскому каналу проходит всего около 15 тысяч судов, что делает его самым дорогостоящим каналом в мире в пересчете на километр длины.

Длиннейший в мире судоходный канал, достигающий 1794 км, протянулся от Пекина до Ханчжоу и может сравниться по грандиозности разве что с Великой китайской стеной. Строительство Великого канала, призванного обеспечить поставку продовольствия с севера Китая в столичные регионы, началось еще в 486 году до н.э., когда был прорыт первый 150-километровый участок, связавший Янцзы и Хуанхэ. Через тысячу лет возведение водного соединения продолжил император Янди, использовав несколько миллионов человек, чтобы соединить столицу Лоян с Кайфэном и Янчжоу. Современный вид Великий канал приобрел в 1949 году – после углубления и расширения его судоходный путь достиг тысячи километров. Сейчас он уже не является самой важной транспортной артерией страны, перевозя всего около 30 миллионов тонн грузов, однако стал очень важной туристической достопримечательностью Китая. Один из самых популярных туристических маршрутов страны, демонстрирующий старинные фермы и поля, крупные верфи и самобытные деревни, носит название «Путешествие по Великому каналу».

error: