Информационные аспекты проектирования. Качественный аспект информации Виды и свойства информации

Согласно теории соционики всю существующую в природе информацию можно разделить на восемь аспектов . Каждому из её типов будет соответствовать один из источников ; также они будут иметь свои характерные свойства. Благодаря этим особенностям можно без труда очертить границы между всеми аспектами.

Как мы уже говорили, информация происходит от четырёх типов источников: объектов, событий, структур объектов и структур событий. Им соответствуют такие признаки как “сенсорика”, “интуиция”, “этика” и “логика”. Каждый из них лежит в основе своей пары аспектов: для удобства их называют “белыми” и “чёрными”.

Для формирования устойчивых ассоциаций между аспектами и их сферами, каждому типу информации приписывают свою пару близких терминов. Так, БС – это ощущения и состояния объектов, ЧС – влияния и потенциал объектов, БИ – изменения и вероятность событий, ЧИ – идеи и варианты событий, БЭ – оценки и отношения, ЧЭ – реакции и поведение, БЛ – причины и закономерности, а ЧЛ – следствия и технологии.

Чтобы лучше понимать, почему для обозначения аспектов используются именно эти понятия, необходимо разбираться в самих свойствах информации. Так, в соционике их рассматривается три пары: интровертность/экстравертность , рациональность/ иррациональность и динамичность/статичность . Рассмотрим их поподробнее:

Интровертность/экстравертность

Первое разделение между аспектами возникает из-за различий в характере возникновения информации. Так, к интровертным относятся аспекты, сведения по которым возникают вместе с самим источником информации (поэтому они как будто замкнуты на себе). Тогда как сведения по экстравертным аспектам возникают уже вследствие взаимодействия этих источников (то есть они всегда выражены вовне). Например, БС – это информация об ощущаемых нами качествах объектов (например, вкус), тогда как ЧС – это информация о способности объекта повлиять на эти БС-качества (например, она проявляется, когда мы говорим, что горчица может повлиять на остроту блюда, а сладкий кетчуп – нет).

Рациональность/иррациональность

Другое разделение между аспектами проходит на границе первичных (сенсорики и интуиции) и вторичных (этики и логики) признаков информации: оно определяет, через какую психическую функцию наше сознание обрабатывает информацию. Так, для иррациональных аспектов это ощущение, а для рациональных – осмысление. Например, мы ощущаем течение событий, чувствуем, что должно и не должно с нами происходить (БИ), тогда как то, как оно устроено и почему события происходят с нами, мы понимаем уже в результате осмысления этой информации (БЛ).

Динамичность/статичность

Последняя пара свойств описывает, каким образом проявится источник информации: через динамику или через статику. Так, в первом случае это будет информация о неких конкретных свойствах, постоянно изменяющихся во времени, тогда как во втором – об абстрактных, устойчивых на длительных отрезках времени. Например, взаимодействуя с другими людьми, через поступки мы выражаем своё отношение к ним. В данном случае поступки (ЧЭ) – это нечто переменчивое, они существуют лишь в момент их совершения и могут быть разные в разных ситуациях, тогда как отношение (БЭ) к человеку более устойчиво, оно может не меняться годами и при этом каждый раз проявляться как-то по-другому.

Следует заметить, что свойства информации взаимосвязаны. Например, если аспект является динамичным и интровертным, он обязательно будет и иррациональным. Проиллюстрируем, как связаны аспекты и их свойства:


Теперь, основываясь на уже известной информации, опишем, какие типы сведений относятся к каждому аспекту:

  1. Белая сенсорика : ощущения, вкусы, запахи, самочувствие, тактильные ощущения;
  2. Чёрная сенсорика : власть, влияние, способности, авторитет, статус, капитал и деньги, ресурсы, сила, выносливость.
  3. Белая интуиция : тенденции, изменения и вероятность событий.
  4. Чёрная интуиция : идеи, варианты событий
  5. Белая логика : причины явлений, закономерности и устройство чего-либо.
  6. Чёрная логика : следствия явлений, технологии и навыки.
  7. Белая этика : отношения между людьми (друг/враг, любовь/ненависть) и оценка чего-либо в принципе (вкусно/невкусно, приятно/неприятно).
  8. Чёрная этика : реакции на объекты и события (смех, плач, гнев) и формы поведения (дарить подарки, здороваться при встрече)

Более подробно об аспектах можно прочитать в одной из

Сегодня мы продолжаем разговор об аспектах и функциях, который открыла неделю назад taabat .
Я начну с небольшого вступления, чтобы соединить уже известный материал и понятия, с которыми предлагаю познакомиться в этом посте.

Соционика исследует информационный метаболизм, или способы обработки информации в психике (отсюда слово «ТИМ», которое обычно пишется строчными буквами - «тим» - это аббревиатура от «тип информационного метаболизма»).

В биологии термин «метаболизм» означает обмен веществ, их усвоение и переработку; принцип информационного метаболизма был сформулирован польским психологом и психиатром А. Кемпински.

Итак, под информационным метаболизмом в соционике подразумеваются способы обработки информации в психике человека и особенности обмена информацией между людьми.
Способ, которым человек обрабатывает информацию, описывается при помощи различных моделей соционических типов (таких моделей несколько; среди них вполне заслуженно большой популярностью пользуется модель А - благодаря удобству и полноте описания типа);
то, как люди обмениваются информацией, что в этом обмене помогает взаимопониманию и что может ему препятствовать, рассматривается в достаточно объёмном разделе об интертипных отношениях (к этому разделу относятся взаимодействия между типами, понятие социона, состоящего из квадр; рассматриваются и другие малые группы).

Информационный поток описывается четырьмя понятиями: материя, энергия, пространство, время.
Им соответствуют четыре информационных макроаспекта: логика, этика, сенсорика, интуиция.
Эти четыре аспекта с учётом интроверсии и экстраверсии дают 8 информационных аспектов (знакомство с которыми состоялось ).
В схемах, где аспекты отображаются в виде значков, интровертность аспекта обозначается белым цветом, экстравертность - чёрным.

Материя:
Чёрная Логика (ЧЛ) - деловая логика - работа, технология, факт, целесообразность
Белая Логика (БЛ) - структурная логика - система, закон, порядок, структура

Энергия:
Чёрная Этика (ЧЭ) - этика эмоций - эмоции, настроение, эмоциональные состояния
Белая Этика (БЭ) - этика отношений - отношения, гуманизм, нравственность, этические чувства и нормы

Пространство:
Чёрная Сенсорика (ЧС) - волевая сенсорика - воля, власть, сила, действие, давление, территория, форма
Белая Сенсорика (БС) - сенсорика ощущений - комфорт, самочувствие, здоровье, удобство, гармония пространства

Время:
Чёрная Интуиция (ЧИ) - интуиция возможностей - возможность, поиск, потенциал, способность
Белая Интуиция (БИ) - интуиция времени - чувство времени, целостность, прогноз, состояние, поэтичность

Интроверсия и экстраверсия не являются признаками общительности, контактности, социальной активности; они означают, что внимание по аспекту можно охарактеризовать как интровертное (с фокусом на внутреннем пространстве, на своём отношении к внешнему; мотивация происходит изнутри) или как экстравертное (фокус внимания на внешнем мире, его объектах, ситуациях, внутреннее при этом вторично; деятельность мотивирована извне).
То есть интровертность и экстравертность - это соответственно в большей степени воспринимающий, осваивающий имеющееся или в большей степени экспансивный, осваивающий новое характер аспекта.

Иррациональность и рациональность определяется видом аспекта:
логика и этика дают рациональность,
сенсорика и интуиция - иррациональность.

Итак, информационный поток подразделяется на 8 информационных аспектов .
Чтобы узнать, какое всё это имеет отношение к работе и характеристикам типов, перейдём к теме функций.

Аспекты (или блоки информации определённого содержания) воспринимаются и обрабатываются системой функций .
Функция - это инструмент психики, который воспринимает, обрабатывает и производит информацию того или иного информационного аспекта.
Информационных аспектов 8, функций (по числу аспектов) тоже 8.
Входящий аспект_информации в психике попадает на приёмник - функцию_информационного_метаболизма .

Распределение аспектов по функциям зависит от типа.
Любой из типов воспринимает, обрабатывает и воспроизводит все 8 аспектов - но с разной степенью качества и полноты обработки: так происходит потому, что функции имеют разные возможности, неодинаковы по восприимчивости и способностям к обработке информации.
Аспекты распредляются по функциям в индивидуальном порядке для каждого из 16 типов. Такое распределение можно рассмотреть при помощи модели А , которая отображает работу полного набора функций; поэтому она так удобна и для изучения процессов информационного метаболизма того или иного типа, и для прояснения особенностей взаимодействия типов друг с другом.
Эту модель можно описать как структурную схему, где у каждой функции своя роль, свои взаимосвязи и свои _возможности_ («степени свободы») - в какой мере она может обработать соответствующую ей входящую информацию.

Модели А следует посвятить отдельный пост, а сейчас познакомимся с перечнем функций, их возможностями :

1-я функция - программная, функция интеллекта, базовая, экспертная
Смыслообразующая функция, определяющая психический тип и его базовые, сущностные задачи.
Наиболее полную информацию о мире человек получает благодаря этой функции; в ней он уверен как в чём-то фундаментальном, поскольку воспринимает мир через её призму. Это его мир, в котором он ориентируется, на языке которого думает, воспринимает и описывает реальность.
2-я функция - творческая, реализационная, продуктивная
Активно способствует реализации 1-й (программной) функции, составляет с ней пару, поэтому 2-ю (творческую) функцию также называют функцией реализации программы. Определяет творческие возможности человека, с неё он самым естественным для своего типа образом выдаёт «продукт», всегда готов его предоставить; ему важна востребованность, чтобы не «простаивать» без дела. Активная и изобретательная функция.
-
1-2 функции - самый мощный и активно используемый блок, характеризуется уверенностью в своих знаниях и действиях; уровень наибольшей осознанности в восприятии информации и осмысленности при её обработке. Сильные функции настолько естественны в своей работе, что человек может предполагать их как базовые для «всех-нормальных-людей» (если исходит из соображения «нормально - это когда как у меня»), или по крайней мере для многих людей. Эти функции определяют ценности типа и именно они отражены в его названии.

3-я функция - ролевая, нормативная, адаптационная, тренируемая
Человек интересуется информацией по этой функции, старается её развить. Стремится отыгрывать её как некую роль, и как можно лучше, потому что считает, что социум оценивает людей по критериям и признакам, которые соответствуют аспекту, попавшему на эту функцию.
4-я функция - болевая, мобилизационная, КНС (канал наименьшего сопротивления), функция опыта
Место проблем: это самая слабая из функций верхней части модели А; человек старается избегать ситуаций, связанных с соответствующей этой функции информацией, а собственные проявления по ней требуют большого напряжения и нередко, несмотря на прилагаемые усилия, бывают неадекватны.
-
3-4 функции - блок неуверенности, с ним связано много сомнений и переживаний (поскольку функции этого блока входят в осознаваемую часть модели А). По этим функциям никак не получается быть гармоничным и естественным, но очень хочется в этом преуспеть и восполнить свои недочёты и несовершенства.

В модели А функции с 1 по 4 образуют Ментальное кольцо - ими человек пользуется осознанно.
Функции с 5 по 8 образуют Витальное кольцо - задачи этих функций выполняются «на автомате», практически не требуют участия сознания.
Аспекты, расположенные на функциях Витального кольца, «зеркалят» типы аспектов, обрабатываемые функциями Ментального кольца, но противоположны им по признаку интроверсии/экстраверсии: 1-я (базовая) связана с 7-й (наблюдательной), 2-я (творческая) связана с 8-й (демонстративной), 3-я (нормативная) связана с 5-й (суггестивной), 4-я (болевая) связана с 6-й (активационной):

1 - 2
4 - 3
6 - 5
7 - 8

5-я функция - суггестивная, внушаемая
Здесь возникает запрос информации, ожидание помощи, и если в ответ извне поступают действия, советы, рекомендации, это на человека действует успокаивающе. Информация по этой функции принимается некритично.
6-я функция - активационная, референтная
Информация по этой функции придаёт сил, активизирует, побуждает к действию.
-
5-6 функции - блок потребностей в поддержке, помощи, проявлении заботы; но эти потребности трудно удовлетворить, потому что они уже входят в группу неосознаваемых или очень слабо осознаваемых функций (нижняя половина модели А, витальное кольцо).

7-я функция - игнорирования, наблюдательная, контролирующая, ограничительная
Включается автоматически в ответ на превышение информации по её аспекту, на угрозу или давление; по этой функции человек оценивает действия других с точки зрения ошибок, оценивает, контролирует и ограничивает.
8-я функция - фоновая, демонстрационная, инструментальная
Действует уверенно, демонстрирует компетентность в фоновом режиме, без лишних слов и объяснения своих действий.
-
7-8 функции - блок уверенных действий, однако совершаемых автоматически (в отличие от первых двух функций) - потому что нижняя половина модели А практически не осознаётся.

Тема функций проясняет положение соционики о том, что человек во взаимодействии с потоком информации легче всего обрабатывает и производит ту его часть (в терминах соционики - аспект, или аспекты), для взаимодействия с которой можно пользоваться сильными сторонами своего восприятия и мышления (сильными функциями типа); и есть часть информации (другие аспекты), которая воспринимается с трудом и не используется в полной мере (настолько, насколько это возможно для других типов - поскольку функции, обрабатывающие эти информационные_аспекты, у него не столь сильны).
В приведённом выше списке сила функций убывает от 1-й к 4-й функции и вновь возрастает от 5-й к 8-й.

Для обозначения силы функций используется понятие размерности (или мерности) функций.
Многомерные функции - сильные (1-я, 2-я, 7-я и 8-я), маломерные - слабые (3-я, 4-я, 5-я, 6-я).
Одномерная функция (4 и 5) при обработке информации исходит только из личного опыта.
Двумерная (3 и 6) функция оперирует и личным опытом, и нормами.
Трехмерная функция (2 и 7) использует опыт, нормы, и способна учитывать требования конкретной ситуации.
Четырёхмерность функции (1 и 8) даёт ей - кроме опыта, норм и конкретики - ещё и глобальный взгляд, глубокое понимание в обрабатываемом ею типе информации, способность встроить его в более широкий контекст, действовать так, будто это её стихия и она в ней живёт; часто сознание этой функции описывают как космическое, подразумевая широту охвата соответствующего вида информации.

Определяя и примеряя свой тим самостоятельно, можно проанализировать свои взаимоотношения с информационным потоком в разных ситуациях и поотслеживать распределение в нём своего внимания; и тут название типа не должно сбивать нас с толку, потому что, если смотреть с точки зрения соционики, то вид информации, которым человек будет затронут, на который он обратит внимание, о котором он будет склонен высказаться, необязательно будет соответствовать информации его сильных функций:

1-я функция - базовая, самая сильная, она наиболее полно считывает информацию с реальности - но о ней человек обычно мало или почти не распространяется, или упоминает вскользь, поскольку для него он естественный и трудно вербализуется - лень его переводить в слова («да о чём тут говорить, и так всё ясно же»);
2-я функция - творческая, канал реализации - служит для реализации 1-й функции; она активна, продуктивна и охотнее всего проявляет себя и вступает в обратную связь с миром.

другие две функции - нормативная (3-я в модели А) и болевая (4-я в модели А) - слабые:
информация по 3-й, нормативной функции связана с неуверенностью (в этом слабость), потребляется извне как ориентир - то есть, человек обращает внимание на эту информацию и выделяет её как важную для себя, чтобы вписываться в социум (нормы и правила «как принято поступать», «как люди делают»), ищет по ней подсказок, способен отметить её как привлекающую внимание, демонстрирует свои навыки по ней, поскольку считает, что это важно для социальной адаптации, что социум принимает или отвергает людей по умениям в сфере аспекта информации, попавшего в типе на 3-ю функцию; отличие от 2-й творческой функции - недостаточная уверенность в сфере 3-й функции, которую человек скрывает во время работы на публику, и неспособность длительно её использовать.
информация по 4-й, болевой функции (другое название «канал наименьшего сопротивления») может быть отреагирована либо в подчеркнуто-сдержанной форме, либо компенсаторно-«показательно»; она не проходит мимо сознания, просто человеку очень трудно с ней работать и говорить о ней без особой нужды он избегает до последнего; в норме это молчаливая функция, из-за чего её можно спутать с не слишком разговорчивой 1-й (!) - однако перегрузка этой функции вызывает неадекватные проявления, или создает взрывную, конфликтную ситуацию, а то и избегание источника, провоцирующего перегрузку, - это избыточные реакции, которых не даст 1-я функция как место уверенности.

Качественный аспект информации

Теории, имеющие дело с «чистым» количеством информации, по необходимости ограничиваются синтаксическим аспектом -- низшим в тройке семиотических характеристик. Однако информация имеет еще и качественную сторону (вернее, стороны), некоторые из которых успешно формализуются и изучаются средставми математики. В частности, для некоторых качественных характеристик информации получены количественные выражения.

Наиболее простая теория, имеющая отношение к качеству информации -- это теория кодирования. Данное направление развивалось в тесной связи со статистической теорией, но отнюдь не сводится к ней. Для теории кодирования характерно использование не вероятностных, а алгебраических методов.

Понятие кодирования охватывает такие процессы, как перевод предложения с одного естественного языка на другой, представление текста в памяти компьютера, где каждой букве ставится в соответствие числовое обозначение, переход от «человеческого» алфавита к азбуке Морзе и обратно и т. д. Система правил, позволяющая переводить сообщение из одной формы представления в другую, называется кодом.

В процессе кодирования форма представления информации, вид сообщения, количество символов, используемых для его записи, и другие характеристики могут существенно меняться. Однако, и это главное, содержание сообщения остается неизменным. Следовательно, от перекодирования не изменяется неопределенность, устраняемая сообщением у субъекта. Таким образом, кодирование изменяет качественную природу носителя информации и количественные характеристики формы представления сообщения, но не изменяет количество и качество информационного содержания сообщения. Как видно, теория кодирования, хотя и имеет определенное отношение к качественному аспекту информации, все же не выходит за пределы синтаксического уровня.

В человеческом общении особую роль играет смысл информации, то есть семантический аспект. Одна из известных семантических теорий -- теория Р. Карнапа и Й. Бар-Хиллела [А11], использующая аппарат символической логики. По существу, каждому предложению, выражающему законченную мысль, ставится в соответствие его вероятность (мера истинности). Когда из более простых суждений образуются более сложные, вероятность последнего вычисляется по определенным правилам исходя из вероятностей исходных суждений. Таким образом, теория Карнапа -- Бар-Хиллела основывается на вероятностной логике.

Допустим, имеется начальное достоверное знание о мире, и пусть -- гипотеза. Методы вероятностной логики позволяют вычислить степень новизны гипотезы по сравнению с начальным знанием -- . Степень новизны тем больше, чем меньше данная гипотеза следует из установленных фактов. Очевидно, если сбъекту будет сообщена новая информация, никак не следующая из имеющегося у него запаса знаний, то субъект получит большое количество информации. Наоборот, если то, что субъекту сообщено, и без того следует из известных фактов, то никакой новой информации субъект не получает. На основании этого в теории Карнапа -- Бар-Хиллела степень новизны сообщения и считается количеством семантической информации.

С точки зрения данной семантической теории высказывание «На Марсе есть жизнь» содержит немалое количество информации, ибо эта гипотеза не подтверждена имеющимися экспериментальными данными. В то же время высказывание «На Земле есть жизнь» оказывается лишенным семантической информации, ибо это достоверное знание. Хотя положение, лежащее в основе теории, согласуется со здравым смыслом, последовательное проведение такой точки зрения, очевидно, должно приводить к неадекватностям.

Другой подход к формализации семантического аспекта был предложен Ю. А. Шрейдером. В его модели информацией обладают не только гипотезы, но вообще любые сведения, которые изменяют запас знаний (тезаурус) приемника информации. В общем случае семантический аспект выражает отношение между информацией как компонентом отражения и отражаемым объектом, который играет роль передатчика информации. В модели Ю. А. Шрейдера количество семантической информации, содержащееся, например, в каком-либо тексте, измеряется степенью изменения тезауруса под воздействием этого текста. Это изменение может быть определенным способом измерено количественно. При чтении школьного учебника тезаурус школьника существенно расширяется, -- ученик получает новую информацию. Тезаурус же академика при чтении того же учебника не изменяется, он не получает семантической информации, не изменяет запаса знаний.

В любом случае учет семантического аспекта требует рассмотрения отношения двух сторон: информации и воспринимающего субъекта, так как одна и та же информация для двух разных людей может обладать различным смыслом. Синтаксический аспект информации требует рассмотрения лишь одной стороны, то есть самой информации. Рассмотрим теперь еще одно отношение, трехстороннее -- между информацией, субъектом и целью, которую ставит перед собой субъект. Это отношение соответствует высшему, прагматическому аспекту.

Одним из наиболее важных прагматических свойств информации является ценность. Ценность информации вначале была определена с помощью теоретико-вероятностного подхода (А. А. Харкевич). А именно, если до получения сообщения вероятность достижения цели субъектом была, а после его получения стала, то ценность полученной информации (или прагматическое количество информации) определяется через приращение этой вероятности. Существуют и другие подходы к определению ценности информации, среди которых особое место занимают теоретико-игровые модели.

Важно отметить, что ценность одного и того же сообщения существенно зависит как от субъекта, так и от поставленной цели. Вне связи с целью прагматический аспект информации вообще теряет смысл. Понятие цели обычно характеризует человеческую деятельность, а также может быть применено к животному миру и кибернетичнским устройствам. В неживой природе нет никаких целей, а значит и отсутствует такое свойство информации, как ее ценность.

Учет прагматического аспекта приводит к выводу, что иногда следует рассматривать отрицательные количества информации. Пусть, например, ставится цель: запуск аэростата. Для этого необходимо знать направление ветра. Допустим, нам сообщили, что дует северо-западный ветер. Безусловно, это сообщение уменьшает нашу неопределенность и приближает к достижению цели. Допустим теперь, что сразу же после первого собщения приходит опровержение: дует юго-восточный ветер. Если применить меру Шеннона, то оба сообщения несут одинаковое положительное количество информации. Но с точки зрения прагматической второе сообщение возвращает нас к состоянию первоначальной неопределенности, так как мы уже не знаем, какому из сообщений верить. Наконец, чья-то намеренная дезинформация (которая по Шеннону также доолжна рассматриваться как положительное количество информации) уменьшает наши шансы на достижение цели и потому имеет отрицательную ценность.

Из изложеного можно сделать вывод, что развитие учений об информации происходит одновременно во многих направлениях. Каждое направление фиксирует определенную сторону понятия информации и имеет свою область применимости. При выходе за границы этой области эффективность применения того или иного подхода резко падает и может даже привести к ошибочным выводам. Наилучшего, универсального определения среди перечисленных (и многих других) формальных математических определений информации нет.

Примечательно, что при анализе всех трех семиотических аспектов информации: синтаксического, семантического и прагматического, первыми разрабатывались вероятностные теории, а затем происходил постепенный тход от вероятностных моделей. Тем самым само понятие информации освобождалось от слишком узких вероятностных представлений.

Количественные меры информации выступают как наиболее простой уровень научного знания об информации. После овладения количественными методами неизбежен подъем на следующую ступень -- постижение глубокой сущности информации. Из приведенного далеко не полного перечня несводимых друг к другу частных теорий информации обнаруживается многогранность и сложность понятия информации. В связи с этим возникает вопрос о наиболее общем определении информации, не специально-научном, а философском, которое бы не противоречило ни одной из существующих частных теорий и содержало бы их в себе в виде частных случаев.

Ведическая философия

Постигнув высшую душу, человек обретает видение совершенной формы в своем сердце. Если йог-мистик стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание...

Гуманизм как общественно-историческое явление

Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенную специфику проявления в различных социально-экономических условиях, у разных народов, в различных культурах и религиях...

Личность и общество

Важнейшие качества человека - свобода и творчество. Свобода человека есть его способность ставить перед собой любые цели и добиваться их реализации в жизни. Когда говорят о личности, то обычно имеют в виду социальные качества человека, т.е...

Национальная идея в современной философии

Национальная идея в современной России является необходимым элементом для становления определенных социокультурных, мировоззренческих и других установок...

О субъекте истории - краткие замечания по поводу ложных альтернатив

История как коллективная единица не устраняется при помощи образования множества. Многие данные говорят о том, что универсальное единство истории на земном шаре (и вокруг него) сегодня является реальностью, однако - ставшей реальностью...

Постнеклассическое естественнонаучное образование

В науке под научной проблемой понимается сложный комплекс актуальных взаимосвязанных вопросов, требующих непременного разрешения, для получения ответов на которые необходимы специальные исследования. Можно сказать...

Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание...

Найбільш традиційно смерть трактується біологічно, тобто як «природний кінець будь-якої живої істоти», «припинення життєдіяльності організму, яке виражене у припиненні нормального ходу речовин між організмом і зовнішнім середовищем»...

Проблема смерті та безсмертя: наукові та філософські позиції

Народження і смерть людини як соціокультурної істоти не збігаються з її біологічним народженням і смертю. Соціально людина формується у процесі взаємодії з іншими людьми, внаслідок праці та спілкування...

Проблема философского понимания картины мира

Исторически первой философской картиной мира была сущностная, предложенная античными мыслителями и включающая в себя: * следы мифологического культурного наследия, например, то...

Свобода и ее бытийные измерения

Известно определение свободы, которое восходит еще к Спинозе и Гегелю. Оно гласит, что свобода -- это познанная необходимость. В таком ее истолковании есть глубочайший смысл и правда. В самом деле...

Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации

Средства массовой информации - процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического. политического. экономического и другого влияния на психику и сознание человека. Пропаганда...

Философия информации и сложных систем

До эпохи интенсивного развития систем связи и до возникновения кибернетики понятие информации считалось интуитивно понятным и не нуждающимся в точных определениях, а тем более в философском анализе...

Философский анализ реформы и трансформации гуманитарного образования России

Фундаментальное реформирование систем образовании на постсоветском пространстве интерпретируется, как правило, в терминах интеграции в Болонский процесс. Следствием этого часто является подмена смыслов...

Для понятийного введения информационных аспектов необходимо рассмотреть сперва понятие информации. Упорядочить взгляды на понимание информации, аспектов информационного потока (ИП) можно с помощью признаков сенсорика/интуиция , экстратимность/интротимность , рациональность/иррациональность , этика/логика .

Первое, что нужно сделать, – это ответить на вопрос, что такое информация . Можно говорить о понятии информации вообще и вспоминать более сотни её определений в разных науках. Можно попытаться найти соционическое частнонаучное если не определение, то, по крайней мере, – понимание.

Информация рассматривается в соционике как одна из базовых категорий и определенным образом вводится понятийно.

Одним из наиболее удачных определений представляется вариант Л.Куриньяля : “…информация – это сочетание носителя с семантикой; семантика – психический эффект информации; носитель – физическое явление, связанное с семантикой”. Большинство определений понятия информация содержат указание на то, что она для кого-то и о чём-то .

Здесь сразу же видны философские категории субъект/объект и идеальное/материальное. Материя, как известно, определяется как объективная реальность, данная нам в ощущения и не зависящая от нашего знания о ней. То есть, материальное при таком подходе однозначно объединяется с объективным , а оставшееся объединение идеального с субъективным приводит к появлению теории психического отражения, ставшей основой для построения общей психологии.

Можно было бы сказать в связи с этим, что объективное материальное отражается субъективно как идеальное, и этот переход из одного в другое связать с пониманием информации. Проще говоря, вещи отражаются в идеях.

Однако же по-настоящему диалектический подход должен включать и обратное “движение” – вещи порождаются идеями. Получаем два крайне противоположных взгляда, которые дают также и два более смягченных варианта. Это хорошо описывается Юнговским признаком сенсорика/интуиция .

Крайне сенсорный взгляд . Происходящий в определённых пространственно-временных пределах комплекс движения материи понятийно рассматривается как событие , которое каким-то образом воздействует на окружающее. То, что способно испытать какое-либо влияние со стороны события, назовем регистратором , а такое влияние рассмотрим как информационное воздействие . Причём это воздействие шире, чем “устраняющее неопределённость” регистратора – имеет смысл говорить о нём в том случае, когда найдется хотя бы один параметр регистратора, изменившийся в результате воздействия.


В таком смысле информационные воздействия происходят и в материальном мире: камень изменяет свой параметр – температуру – под действием падающих на него солнечных лучей. Если же говорить о мире людей, то в психическом отражении имеет смысл говорить как минимум об ощущениях – то есть регистрации внешних воздействий здесь и сейчас. Событие воздействует на регистратор посредством всё той же материи – вещества или поля, но информацией является только то, что изменяет параметр регистратора.

В примере с камнем – это амплитуда и длина волны солнечных лучей. В этом взгляде информация меньше всего отличается от материи, представляя собой вполне физическое её свойство.

Сенсорно-интуитивный взгляд . Событие не только происходит здесь и сейчас, но и оставляет за собой определённый след, имеющий также материальный носитель, по которому его можно потом воссоздать. В теории психического отражения в связи с этим имеет смысл говорить о представлениях восприятия и памяти. Это первый шаг в отходе от собственно события, наблюдаемого непосредственно. Информация связывается здесь уже не только с сигналом о событии, но и с его следом – запечатлённым в материи или же в психике как образ.

Интуитивно-сенсорный взгляд . Он основывается уже на свойстве человеческого сознания, одним из главных свойств которого объявляется “опережающий характер отражения”, а также и в способности человека действовать по предварительному замыслу. То есть вещь предваряется идеей, замыслом, что в общей психологии описывается понятием “воображение”. Информация как свойство материи, её “организованность” уже порождается, а не воспринимается. А сам информационный процесс буквально – “оформление” материи, модулирование вещества или поля.

Крайне интуитивный взгляд . Есть первичная и всеобъемлющая идея о любых, всех, возможных событиях. Информация связывается с тем, что может произойти в принципе, с потенциальной возможностью событий, поэтому любая вещь рассматривается как воплощение идеи. Размышления об этой стороне информации выводят на вселенские или микромасштабы. Бог-создатель в религии, вероятностные законы и физический вакуум в естествознании помогают объяснить это с разных мировоззренческих сторон.

Для удобства получения резюме сказанного, сведём результат размышлений в таблицу (табл. 5.1).

Первый столбец – соотношение сенсорности/интуитивности во взгляде на материальное/идеальное в мире. Второй – понимание информации в связи с определённым взглядом.

Таблица 5.1.

Понимание информации с точки зрения признака сенсорика/интуиция

Информационные аспекты управления. Управление не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления. Информация – это адекватное отображение реального мира, предназначенное для его сохранения, передачи и последующего использования. При исследовании информационных проблем в организационных системах управления, следует учитывать ряд следующих моментов. Информация – это один из ресурсов организации. Подобно другим видам ресурсов её можно получать, перерабатывать, хранить, покупать, продавать, эффективно использовать. Информация, используемая людьми, имеет особую форму выражения в виде обмена суждениями, идеями, знаниями о природе и обществе и носит социальный характер. Использование информации в организационном управлении основывается на социальном опыте, т. е. на раннее накопленных сведениях, представленных в виде научных знаний, статистических данных и т. д., так и в виде практических навыков. Следует учитывать многоцелевой характер информации и многоаспектность процессов ее подготовки и использования в организациях. Она может касаться будущего развития системы или обслуживать текущие оперативные процессы ее функционирования.

По характеру хранения информация может быть фиксированной (допускающей многократное использование) и нефиксированной, применяемой в момент получения.

По степени готовности к использованию для принятия решений информация информации может быть исходной, промежуточной, конечной, комплексной или частичной, используемой лишь в совокупности с другой информацией. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках фирмы. Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ею технико-экономических параметров и процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученной информации управляющая система (менеджмент) вырабатывает команды управления и передает их в управляемую систему для исполнения.

Информация, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом: по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная и смешанная); по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная); по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная); по качеству (достоверная, вероятностно достоверная, недостоверная,- ложная); по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная); по степени обновляемости (постоянная, переменная); по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая); по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя); по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная); по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель); по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная). Можно выделить и еще один вид информации, который существует в памяти каждого человека, включающий знание наук, накопленный опыт, схожие управленческие ситуации, которые уже были использованы в управлении, а также данные, опубликованные в печати о работе других предприятий, факторы, влияющие на производственную и финансово-хозяйственную деятельность и управление и др.

Информационные системы могут быть простыми. В этом случае происходит доставка информации от места ее возникновения до места потребления. Более распространены сложные системы информации, соответствующие сложности производства и организационной структуре управления, которые охватывают и линейное управление, и функциональные службы предприятия.

Коммуникация в процессе управления. Важнейшими составляющими эффек¬тивности деятельности менеджера и предпринимателя являются организаторские и коммуникативные качества. Коммуникативные качества - умение общаться, нравиться и убеждать. Любое общение, в том числе и деловое - это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация обозначает смыс¬ловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативность - способность к общению. Классификация коммуникационных сообщений: По соотношению вышеназванных функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установление и поддержание контакта). По типу отношений между участниками различают: межличностные, публичные, массовые коммуникации. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно-знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.). Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. В процессе обмена информацией или коммуникативном про¬цессе можно выделить четыре базовых элемента:
1. отправитель, т.е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2. сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов;
3. канал, т.е. средство передачи информации;
4. получатель, т.е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею. Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:
1. зарождение идеи;
2. кодирование информации и выбор канала;
3. передача информации;
4. декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя.

error: